Архитектор захаров андреян дмитриевич — биография, фото, творения

Работы А. Д. Захарова в Санкт-Петербурге. Здание Адмиралтейства

Небольшой очерк о создателе одного из символов Санкт-Петербурга — Комплекса зданий Адмиралтейства, архитекторе Захарове Андреяне Дмитриевиче.  Пик творчества зодчего пришёлся на время правления императора Александра I.

Список архитекторов 19 века

Биографическая справка:

Дата рождения:   19 августа 1761 г.   г. Санкт-Петербург

Дата смерти:   8 сентября 1811 г.   г. Санкт-Петербург

Биография зодчего А. Д. Захарова

Детство и юность будущего мастера:

Родился 19 августа 1761 г. в семье служащего Адмиралтейств-коллегии. С детства, проявлял способности к рисованию и был отдан в художественное училище при Академии Художеств.

Его учителями были ведущие архитекторы своего времени:   Ю. М. Фельтен,   А. Ф. Кокоринов,   И. Е. Старов.  

В 1782 г. закончил училище. С 1782 по 1786 гг. проходил обучение во Франции.

Зодчий в Санкт-Петербурге:

С 1786 г., вернувшись в Санкт-Петербург начинает преподавать в Академии художеств. С 1794 г. становится академиком. С 1799 по 1800 гг. работал в должности главного архитектора Гатчины.

Среди самых известных учеников можно назвать архитектора А. И. Мельникова.

С 1805 по 1811 гг. (до самой смерти) трудился на посту главного архитектора Морского ведомства. 

Работы архитектора Захарова в Петербурге

Главное произведение мастера:

1. Главное своё сооружение, прославившее зодчего, и сделавшее его одним из самых известных архитекторов Петербурга — Комплекс зданий Адмиралтейства построенное им и его учениками (умер в 1811 г.с 1806 по 1823 гг..

Комплекс состоит из трёх  зданий:   Главное Адмиралтейство (было перестроено, с сохранением архитектурного стиля, а самое главное шпиля с корабликом,    архитектор И. К. Коробов 1727-1737 гг.), Западный павильон и Восточный павильон.

В юго-западном крыле здания Главного Адмиралтейства архитектором О. Монферраном была сооружена церковь св. Спиридона Тримифунтского.

Другие работы архитектора в СПб:

В Санкт-Петербурге и его пригородах мастеру принадлежит около 10 работ. Мы привели здесь только самые значимые из них.

2. Северный пакгауз Биржи на стрелке В О — проект, построил архитектор И. Ф. Лукини  1826 — 1832 гг.   (Центральный музей почвоведения)

3. Южный пакгауз Биржи на стрелке В О — проект, построил архитектор И. Ф. Лукини  1826 — 1832 гг.   (Музей зоологии)

Считается что А. Д. Захаров, наряду с зодчим Тома де Томоном являются главными архитекторами всего ансамбля Стрелки Васильевского Острова. 

Фотографии:

Зодчий, Андреян Дмитриевич ЗахаровГлавное здание АдмиралтействаАдмиралтейство, Восточный павильон

Источник: https://1703piter.ru/arhitektory-19-vek/zaharov_-andreyan-dmitrievich-arhitektor-peterburga-xix-veka-admiralteistvo/

Андреян дмитриевич захаров. (1761—1811). «100 великих архитекторов» | самин д. к

Творчество Захарова – одна из самых ярких и содержательных страниц в истории русской архитектуры 18–19-го столетий. Новаторское значение его деятельности огромно.

Никому до него не удавалось осуществить в таких размерах и с такой силой идею здания-массива, господствующего в обширном городском ансамбле и всем строем своих форм выражающего высокую общенародную идею в столь ясных и цельных образах.

Адмиралтейство в этом отношении представляет собой явление исключительное во всей архитектуре нового времени, а его автор по праву занимает одно из равных мест среди великих мастеров зодчества, подлинных классиков отечественного и мирового искусства.

Андреян Захаров родился 19 августа 1761 года в семье адмиралтейского чиновника, обер-офицера Дмитрия Ивановича Захарова, который на свое небольшое жалованье сумел воспитать для России двух сыновей, прославивших свою фамилию в науке и искусстве. Первый сын – Яков стал академиком, профессором химии и механики, другой сын – Андреян сделался академиком, профессором архитектуры.

В тихой Коломне, окраине Петербурга, прошли первые годы жизни Андреяна. Семейное положение было тяжелым, поэтому счастливым событием для семьи оказалось определение шестилетнего Андреяна воспитанником в художественное училище при Академии художеств.

Маленькому Андреяну Захарову пришлось жить среди чужих людей и быть в полной зависимости от казенных наставников. Это очень отразилось на его характере. Он рос замкнутым, вдумчивым и наблюдательным мальчиком. Его необеспеченное положение побуждало его усердно учиться и работать.

Мальчик скоро проявил свои способности к наукам и художеству.

После окончания училища Захаров переходит в архитектурный класс академии. Здесь быстро выявляются талантливость юноши и большие способности его к изобразительному пространственному искусству.

За один из своих первых архитектурных проектов – «Загородного дома» – Андреян получает первую академическую премию – Малую серебряную медаль. С каждой ученической архитектурной композицией все шире и шире раскрывается замечательное дарование Захарова.

Одно за другим получает он все академические отличия, до высшего – Большой золотой медали. Последней отмечается 3 сентября 1782 года его проект «Увеселительного дома», или, как тогда называли, «Фокзала».

В это время Захаров увлекается новаторскими классическими идеями, пропагандируемыми профессорами Академии художеств Кокориновым и Ивановым, у которых он работал.

Поэтому с большой радостью узнает он о том, что по решению Совета Академии «…за успехи и похвальное поведение по силе привилегии академической произведен в 14-й класс художником и отправлен в чужие края пенсионером для приобретения дальнейших успехов в архитектуре».

Ведь в «чужих краях», в Париже, куда его посылают, он сможет познакомиться в натуре с прославленными постройками передовых зодчих Франции, о которых столько слышал он уже в Петербургской Академии.

Осенью 1782 года Захаров вместе с тремя другими пенсионерами Академии художеств отплыл из Кронштадта во Францию. В Париже пенсионеры сразу начали посещать класс натурного рисунка в Академии художеств.

По прибытии в столицу Франции Захаров без промедления с рекомендательным письмом профессора А.А. Иванова отправился к крупному архитектору де Вальи. Однако его мастерская была уже укомплектована, русскому зодчему пришлось искать другого учителя. Он попал к малоизвестному архитектору Ж.Ш. Беликару, а затем определился к Шальгрену.

Творческие искания Захарова совпадали с мыслями и устремлениями его нового учителя – Шальгрена, который позднее прославился грандиозной Триумфальной аркой, сооруженной на круглой площади Звезды в Париже.

Андреян упражнялся в копировании работ Шальгрена, занимался композицией, выполнял заданную ему программу архитектурного проекта. В 1784 году Шальгрен послал в Санкт-Петербургскую Академию художеств блестящий отзыв о своем ученике, выдающийся талант и редкая работоспособность которого вызывали у него восхищение.

«В настоящий момент под моим руководством работает Захаров, способностями и поведением которого я не могу достаточно нахвалиться.

Такие люди всегда дают высокое представление о школе, которая их воспитывала, и позволяют высоко оценить учреждение, которое оказывает такое блестящее покровительство искусствам. Если, в чем я не сомневаюсь, рвение, усидчивость, благоразумное поведение этого молодого человека будут продолжаться, вы, конечно, благосклонно встретите его по возвращении…»

После возвращения в Россию Захаров преподает в Академии. С 1794 по 1800 год он занимает должность адъюнкт-профессора архитектуры, архитектора и смотрителя академических зданий, а с 1799 по 1801 год является архитектором города Гатчины.

В 1802 году Захаров избирается в члены Совета Академии художеств, в 1803 году становится старшим архитектором Академии.

Позднее Оленин о Захарове и его учениках писал: «Будучи… старшим профессором архитектуры, он принес величайшую пользу Академии образованием в оной известнейших из нынешних русских архитекторов».

С 1802 по 1805 год руководство строительством при Адмиралтействе осуществлял Чарлз Камерон. Престарелому архитектору трудно было справиться с постоянно увеличивавшимися объемами проектных и строительных работ и следить за выполнением последних в установленные сроки. Стали подыскивать более молодого и энергичного архитектора.

Задача оказалась настолько трудной, что пришлось самому министру П.В. Чичагову заняться этим вопросом. Наиболее подходящей кандидатурой он счел Захарова.

В результате 25 мая 1805 года был издан указ: «Главного адмиралтейского архитектора Камерона уволить от настоящей должности, а на место его определить ведомства Академии художеств Захарова с жалованием по тысяче пятисот рублей в год…»

Зодчий разработал много проектов для городов России. Однако большинство его произведений не дошло до наших дней. А без них нельзя составить полное представление о гигантском труде архитектора. На берегах Невы не сохранились Адмиралтейские казармы.

От огромного комплекса Морского госпиталя, перестроенного и расширенного Захаровым, остался, да и то с искажениями, небольшой фрагмент на Клинической улице.

Не был осуществлен проект монументальных, несмотря на малую высоту, провиантских магазинов на набережной Невы против Горного института.

Своеобразие авторского почерка проявилось тут в особой, только этому зодчему присущей чистоте форм, ясности пропорций, в сочетании узких проемов и широких простенков. Скульптура у входов, маски на замковых камнях – элементы принципиального для Захарова синтеза искусств.

Работая главным архитектором Морского ведомства, Захаров руководил множеством построек в адмиралтействах страны. В Петербурге им были созданы на Провиантском острове, на берегу Мойки, у устья Невы деревянные адмиралтейские конюшни на каменном фундаменте.

К этой группе проектов относятся планы кадетского корпуса в Николаеве, госпиталя для Казани и несохранившегося Черноморского госпиталя в Херсоне – целого комплекса построек с двором-садом, с компактной планировкой зданий.

Читайте также:  Архитектор гримм давид иванович - биография, фото, творения

По его проектам построены церковь во имя апостола Павла в селе Александровском недалеко от Шлиссельбурга, Андреевский собор в Кронштадте.

Реймерс в 1807 году говорил, упоминая о церкви Гатчинского дворца и проекте перестройки здания Академии наук, что «во всех его проектах видно, что этот художник имел большой талант, он обладает знаниями и достигает высоты своего искусства». Это, пожалуй, наиболее интересная из всех характеристик Захарова его почти современником.

Уже в 1730-е годы Мейер в пояснительном тексте к его известному рукописному атласу о застройке Петербурга, говоря о Галерном порте, подчеркивал, что «одно имя Захарова достаточно для удостоверения, что в случае построения зданий Галерного порта по составленным им фасадам сие место сделалось бы одним из красивейших заведений столицы».

Все это так, но основным достижением его жизни является здание Главного адмиралтейства в Петербурге, которое перестраивалось, а вернее, строилось заново по его проекту.

Захаров приступил к его проектированию и реконструкции с осени 1805 года.

Здание Адмиралтейства Ивана Коробова, времен петровского строительства, к началу XIX века уже сильно обветшало, да и устарело по технологической, кораблестроительной части.

Как можно предположить, Захаров сам как новый архитектор Адмиралтейства пришел к мысли о перестройке всех зданий Адмиралтейства. В основе проекта перестройки Адмиралтейства Захаров оставил старый план Коробова. Корпус охватывал три стороны стапельной площадки и верфи.

Фортификационные рвы вокруг были засыпаны как ненужные, и на их месте образовалась Адмиралтейская площадь. Все вроде бы оставалось на месте, и при этом все неузнаваемо изменилось.

Все архитектурное оформление Захаров решил в монументальных, мощных и торжественных образах русской классики.

Широко раскинулось своим главным фасадом здание Адмиралтейства почти на четыреста метров. Его протяженность разрешена архитектурно не однообразной стеной, а тремя корпусами, поставленными в ряд, в одну линию. Боковые корпуса сделаны массивными и богато украшены фронтонами. Между ними, в средней части двухэтажного, очень простого корпуса возвышается центральная башня над проходными воротами.

Эта башня была главным украшением Адмиралтейства да и всего города в то время. Она поставлена над башней Коробова, деревянная конструкция которой была сохранена и существует до настоящего времени под новым шпилем. Высота новой башни семьдесят три метра.

Сквозь могучий, высотою в три этажа, каменный массив прорезана арка проходных ворот. Эта мощность художественно подчеркнута еще и тем, что арка сделана двойной. Сначала сложенная из крупных камней, а затем гладкая, с богатым орнаментом из знамен и военного снаряжения.

Сверху арку осеняют знаменами две летящие «Славы». По обеим сторонам арки поставлены на гранитных пьедесталах колоссальные группы кариатид, поддерживающих земную и небесную сферы. Карниз решен в мужественном и монументальном дорическом ордере. Триумфальность входа подчеркнута еще воинственным орнаментом стены над карнизом и фигурами воинов на углах массива.

Выше, над главным входом здания, поставлена четырехугольная квадратная башня. Со всех четырех сторон она имеет восьмиколонные галереи-портики. Над каждой колонной изящного и стройного ионического ордера на аттике стоят двадцать восемь статуй. Башня завершается золотым шпилем, украшенным кораблем наверху.

В этом произведении русского архитектора все превосходно. Боковые угловые порталы со стороны Невы гармоничны, просты и в то же время так богаты.

Обе громадные арки, прорезанные в гладком массиве стены, обрамлены по углам чудесно найденными по пропорции колоннадами.

И как они закончены! Верхний квадрат венчается круглым барабаном, и круглая крыша ступенчато подходит к трем дельфинам, которые своими хвостами держат древко флага. Все детали продуманны, уместны и красивы.

До завершения строительства архитектор так и не дожил. Но многостороннее дарование Захарова было оценено еще современниками.

Петербургским Адмиралтейством восхищались Пушкин, Батюшков, Григорович, многие художники. Здание это – не только архитектурный шедевр, но и доминанта центра города, главное звено в системе его ансамблей.

Оно завершает перспективы трех улиц, определяя знаменитую трехлучевую планировку Петербурга.

Позднее Павел Свиньин писал об Адмиралтействе, что «сие важное и полезное здание принадлежит ныне к числу главных украшений столицы и весьма справедливо может быть названо исполинским свидетелем новейших успехов русского зодчества». А сегодня без Адмиралтейства невозможно представить себе панораму невских берегов. Творение Андреяна Дмитриевича стало архитектурным символом города на Неве.

Со времени назначения на должность главного архитектора Адмиралтейства и до последних дней жизни Андреян Дмитриевич руководил строительствами во многих портовых городах.

Кроме этого, Захаров разрабатывал проекты и составлял сметы, нередко сам заключал договоры с подрядчиками и производил с ними расчеты, решал возникавшие финансовые проблемы.

Необычайный размах его творческой деятельности и широта замыслов нередко встречали непонимание адмиралтейских чиновников, часто подменявших деловую рабочую атмосферу отношениями, основанными на интригах и сплетнях.

Чтобы справиться с огромным объемом работ, архитектору необходим был целый штат помощников, которых ему постоянно не хватало. Вследствие этого Захаров вынужден был тратить массу времени на черновую, не требующую его квалификации работу.

На протяжении ряда лет он неоднократно обращался в экспедицию Санкт-Петербургских адмиралтейских строений, входившую в состав Адмиралтейского департамента, с просьбой выделить ему помощников.

Вместо того чтобы прислать ему помощников, в скором времени был найден повод наложить на него штраф в размере месячного заработка за задержку финансового отчета!

От такой непосильной работы уже по прошествии четырех лет здоровье Захарова было подорвано. Из деловой переписки следует, что архитектор страдал, вероятнее всего, сердечными приступами, периодически повторявшимися из года в год до самой смерти.

Увы, несмотря на всеобщее признание, на любовь учеников, жизнь Захарова нельзя считать счастливой. Ему не суждено было увидеть законченным ни одного своего крупного произведения.

Захаров относился к той категории зодчих, которые, окунувшись в строительство, будучи щедрыми в действии, оставались скупыми на слова. Его облик передан на портрете С.

Щукина, и он предстает вдумчивым, замкнутым, ушедшим в себя человеком, равнодушным к почестям и славе.

Смысл жизни Захаров видел только в работе. Видимо, поэтому он не обрел семейного счастья, оставаясь холостяком до конца своих дней.

Связав свою жизнь с Петербургской Академией художеств, где он учился, а затем преподавал, архитектор никогда не оставлял проектную и строительную деятельность. Жил архитектор постоянно на академической квартире.

Занимая высокие посты профессора архитектуры в Академии художеств и позднее – «Главных адмиралтейств архитектора», Захаров никогда не кичился своими званиями, часто принимал подрядчиков на дому, в неофициальной обстановке. Безраздельно отдавая себя любимому искусству, сочетая высокий талант с редкой работоспособностью, он считал архитектуру делом всей своей жизни.

Захаров был человеком широкой эрудиции. Сохранившийся каталог его библиотеки свидетельствует о том, что интересовался он как художественной стороной зодчества, так и техникой строительства. В списке можно найти, например, книги о плотничном искусстве, «об искусстве производить в совершенстве сельские строения», «о новой гидравлической машине».

В конце лета 1811 года Захаров заболел и вскоре, 8 сентября того же года, скончался. Ему было всего пятьдесят лет. Похоронили зодчего на Смоленском кладбище.

Источник: http://litra.pro/100-velikih-arhitektorov/samin-d-k/read/43

Захаров андреян дмитриевич (1761-1811)

Талантливый русский архитектор Андреян (Адриан) Дмитриевич Захаров родился 8 (19) августа 1761 года в Петербурге в семье мелкого чиновника Адмиралтейств-коллегии прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. И хотя семья была небогата, Захаров-отец все же сумел дать двум своим сыновьям хорошее образование. Оба они стали впоследствии профессорами и академиками.

При этом Яков Захаров прославился как крупный ученый в области химии и механики, а его младший брат Андреян — как гениальный архитектор. 21 апреля 1767 года, когда Андреяну еще не исполнилось 6 лет, отец определил его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств.

С этого времени вся жизнь будущего архитектора тесным образом связана с Академией. Окончив подготовительное училище, Андреян Захаров перешел в Академию и занимался там у выдающихся русских зодчих того времени: профессоров А.Ф. Кокоринова, А.А. Иванова и И.Е. Старова. 13 сентября 1778 г.

, через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 г. удостаивается большой серебряной медали за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев».

В ноябре 1781, Захарову была задана выпускная программа — разработать проект «факсала» (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 году Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии.

В 1782 году, окончив Петербургскую Академию художеств, Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж.Ф. Шальгрену. Вот как писал Шальгрен о своем ученике в отзыве, направленном им в Академию художеств: «В настоящее время под моим руководством работает…

Читайте также:  Петропавловский собор в санкт-петербурге

Захаров, способностями и поведением которого я не могу достаточно нахвалиться. Такие люди всегда дают высокое представление о школе, которая их воспитала, и позволяют высоко ценить учреждение, которое оказывает такое блестящее содействие искусствам. …

Мое намерение было заставить его упражняться над большими заданиями, которые требуют все напряжение таланта, чтобы развить прекрасное дарование, которое получил этот молодой человек от природы». После четырех лет работы во Франции летом 1786 года А.Д.

Захаров возвращается в Петербург, а со следующего, 1787 года он уже сам преподает архитектуру в Академии художеств. Его преподавательская деятельность не прерывалась до конца жизни. Почти одновременно с преподаванием Захаров занялся проектированием. Так, например, известно, что в 1789 г. он разработал проект училища для села Любучи Рязанского наместничества.

К 1792 г. относится первая по времени из известных графических работ архитектора — эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 г., ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией. В 1794 году А.Д. Захаров становится академиком Петербургской Академии художеств. Тогда же он был назначен архитектором всех академических строений. В течение пяти последующих лет (1794-1799) Захаров проектировал отделку интерьеров, занимался устройством новых апартаментов для президента Академии художеств, руководил текущими ремонтными работами.

В конце 1799 г. по повелению Павла I А.Д. Захаров, сохраняя должность профессора Академии художеств, становится архитектором города Гатчины, где находилась загородная резиденция императора.

Известно, что первоначально на должность гатчинского архитектора планировали взять Винченцо Бренну, но в 1799 он был занят на строительстве Михайловского замка в Петербурге, поэтому в Гатчину был направлен Захаров.

Фактически он становится придворным архитектором, принимая деятельное участие в работах по перестройке Гатчинского дворца, проектировании и строительстве многочисленных городских и дворцово-парковых сооружений. В качестве помощника с 1800 года у него работал А.Н.

Воронихин, создавший впоследствии такие выдающиеся произведения русской архитектуры, как Казанский собор и здание Горного института. Почти два года проработал Захаров в Гатчине. Довел до конца надстройку Кухонного каре, разработал проект новой дворцовой церкви на месте старой и построил ее. Под его руководством заканчивалось строительство Дворцовых конюшен по проекту В.

Бренны. Целый ряд сооружений спроектировал Захаров для парка. Самым значительным являлся монастырь святого Харлампия. Осенью 1800 года начались работы по его возведению, но после смерти Павла I работы были прекращены. Захарову было разрешено закончить только те сооружения, которые близились к окончанию. Он успел создать самый лучший мост в парке — Горбатый мост, напоминающий венецианские мосты, а также Львиный мост, павильоны «Ферма» и «Птичник».

В 1801-1802 годах по указанию Александра I А.Д. Захаров совершил поездки в различные губернии для разработки на местах проектов военных училищ, составления проектов и смет для их строительства. Эта поездка сыграла большую роль в формировании собственного архитектурного почерка Захарова.

В 1803 году, после возвращения в Петербург, он представил серию образцовых, или типовых, зданий для провинциальных городов. В числе составленных архитектором чертежей были проекты домов генерал-губернатора, гражданского губернатора, вице-губернатора, здания присутственных мест, тюрем, винных и соляных складов для губернских городов.

В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске, Архангельске и многих других городах России. С 1797 года он являлся профессором, а с 1803 года — ведущим (старшим) профессором архитектурного класса Академии художеств.

Тогда же Захаров выполняет проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания Академии Наук (1803-1804), выполненный в традициях французской градостроительной школы. В это же самое время Захаров подготавливает проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки. А.Д.

Захаров усиленно занимался составлением проектов, но, несмотря на освобождение от должности академического архитектора, он неоднократно привлекался к строительным работам, уже в качестве эксперта и проектировщика. К наиболее значительным из этих работ относится осуществленный проект Литейной мастерской при Академии художеств (1805, не сохр.).

В том же 1805 году Захарова назначают главным архитектором Главного Адмиралтейства в Петербурге вместо Ч. Камерона, исполнявшего эту должность с 1802 по 1805 г. В середине июля 1805 Захаров принял у Камерона все дела, в том числе чертежи и сметы. С этого времени и до последних дней жизни он руководил и направлял всю строительную работу.

Чтобы справиться с огромным объемом работ, архитектору необходим был целый штат помощников, которых ему постоянно не хватало. Из-за этого Захаров вынужден был тратить массу времени на черновую, не требующую высокой квалификации работу. Здание Адмиралтейства (1806-1823) в Петербурге — величайший памятник, шедевр русской архитектуры.

Старое здание Адмиралтейства было построено в 1727-1728 годах архитектором И.К. Коробовым. Через сто лет было решено начать работы по его реконструкции. Подготовить проект и претворить его в жизнь поручили А.Д. Захарову, «Главных Адмиралтейств Архитектору». Получив задание капитально перестроить коробовское Адмиралтейство, Захаров с большим подъемом и энергией взялся за дело.

Проект, составленный им, был утвержден императором, и 25 мая 1806 года на Адмиралтейском дворе вновь начались строительные работы. Задача, вставшая перед Захаровым, была чрезвычайно сложна. Ему предстояло не только переделать фасады, но и произвести перепланировку сотни помещений. Дело в том, что сама верфь нуждалась в коренной реконструкции.

А кроме того, требовались новые помещения для только что учрежденного Министерства морских сил, в состав которого вошли и Адмиралтейств-коллегия, и вновь созданный Адмиралтейский департамент.

Адмиралтейство по-прежнему должно было оставаться не только резиденцией морского ведомства «с его библиотекою, музеумом и прочими к нему принадлежностями», но и производственным предприятием с кладовыми и кузницами.

Совмещение действующей верфи со зданием, играющим главную роль в архитектурном ансамбле, было задачей весьма необычной, почти не имевшей прецедентов в истории мировой архитектуры. Кроме того, Захаров был стеснен планом старого Адмиралтейства, которое он изучил самым тщательным образом и которое решил по мере возможности не разрушать.

Архитектор исключительно бережно отнесся к творению своего предшественника.

Захаров сам установил очередность предстоящих работ, разбив их на несколько этапов. Первый — сооружение корпуса перед Зимним дворцом; второй — крыла главного корпуса до башни; третий — башня и т. д. Однако строительство продвигалось вперед медленнее, чем это предусматривалось планами и сметой.

Кстати, по смете, составленной Захаровым, стоимость строительства была определена в 654 232 рубля («…если же сделать колонны, карнизы и прочие украшения из пудожского камня, то еще нужно прибавить 110 000 рублей»). А фактически было израсходовано 2,5 миллиона рублей. Причин тому было несколько. Во-первых, иногда на стройке ощущалась нехватка рабочей силы.

Во-вторых, тормозило дело и личное вмешательство императора, далеко не всегда разумное и своевременное. Строительство первоочередного, восточного корпуса началось в 1806 году. К осени того же года была возведена часть стен. На следующий год здание подвели под крышу, а еще год спустя Александр I потребовал сократить его длину (чтобы корпус не подходил вплотную к Неве), в связи с чем пришлось сломать часть уже воздвигнутого здания, переделать проект и начать строительство сначала. В 1811 году в основном завершились работы по отделке восточной части Адмиралтейства, включая и Невский павильон, но здание в целом было еще далеко не окончено. Борьба за каждую деталь Адмиралтейства, борьба с бюрократической рутиной и сопротивлением чиновников бесконечно изматывала силы. Зодчий остро нуждался в хорошей мастерской, способной избавить его от черновой работы, в увеличении числа помощников. В одном из рапортов Захаров писал, что его сотрудники загружены не по силам и «от непомерных трудов до того изнурены, что беспрестанно впадают в болезни очевидные».

Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).

Предшественникам зодчего не приходилось создавать таких протяженных фасадов, какие имеет Адмиралтейство (главный фасад — 407 м, а каждый из боковых — около 172 м). В центре здания — монументальная ступенчатая башня со шпилем — знаменитая Адмиралтейская игла (высотой 72,5 м), ставшая символом города.

Для создания скульптурного убранства были привлечены лучшие русские ваятели того времени (Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский и др.). Строительство Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества.

Читайте также:  Музей мостов под открытым небом

Архитектор трудился не жалея себя, не зная отдыха. Он буквально сгорел на работе.

Андреян Захаров умер в Петербурге 27 августа (8 сентября) 1811 года, так и не успев завершить свое великое творение, которому суждено было стать выдающимся произведением не только в творчестве самого зодчего, но и во всей мировой архитектуре. Похоронен он был на Смоленском православном кладбище, рядом со своими родителями — Д.В. Захаровым (1732-1810) и Е.В. Захаровой (1740-1830).

В 1936 году их прах и памятник был перенесен в Некрополь XVIII века (Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры). Осталась на Смоленском кладбище только могила его брата — Якова Дмитриевича (1765-1836), химика, академика, основоположника научного воздухоплавания.

Андреян Захаров прожил сравнительно недолгую, но яркую творческую жизнь. Он полностью посвятил себя зодчеству, у него не было собственного дома и семьи — архитектор жил в холостяцкой казенной квартире, предоставленной ему Академией. В год кончины ему только что исполнилось 50 лет, а все основные проекты были им разработаны за последние десять лет.

В начале XIX в. Захаров стал первооткрывателем эпохи наивысшего развития русского классицизма, связанной с решением целого ряда градостроительных проблем, и прежде всего проблемы создания единого городского ансамбля в системе уже существующих улиц и площадей. В этом основная историческая заслуга и величие Андреяна Захарова.

«Академия в сем году лишилась сочлена своего, профессора архитектуры, статского советника Захарова, каковая потеря, по сведениям и дарованиям его, весьма для Академии чувствительна. Опыты талантов его и правильного вкуса в строении достаточно представить может и одно ныне строящееся здание Адмиралтейства, отличающееся великолепием и красотой».

(Из протокола заседания Академия художеств в 1811 году)

Источник: http://funeral-spb.narod.ru/necropols/lazarevskoe/tombs/zaharov/zaharov.html

Вспоминая великих архитекторов: Андриан Захаров | сайт компании НРФ «МИР

… И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла

А.С.Пушкин

Родился будущий зодчий в 1761 году  в Петербурге, в небогатой семье адмиралтейского чиновника. Отец Андреяна – Дмитрий Иванович – при скромном жаловании смог воспитать двух сыновей, которые составили гордость Отечества. Старший сын Яков Дмитриевич стал академиком, профессором химии и механики. Младший – Андреян – стал выдающимся архитектором.

В раннем возрасте Андреян был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии художеств, где он проучился под руководством своих  выдающихся учителей А.Ф.Кокоринова,  И.Е.Старова и Ю.М.Фельтена до 1782 года.

В 1778 году Андреян Захаров получил Большую серебряную медаль за проект загородного дома, а в 1780 году – Большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев».

По окончании Академии Захаров получил Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования.

Образование он продолжил в Париже с 1782 по 1786 годы, учась у лучших французских мастеров конца XVIII века: Ж.Ф.Шальгрена и П.К.Леду – самого прогрессивного французского зодчего.

В 1786 году в Россию Захаров возвращается мастером с  европейским кругозором и начинает преподавательскую деятельность в Академии художеств. Одновременно Андреян Дмитриевич начал заниматься проектированием. И тут же его назначают архитектором всех недостроенных зданий Академии художеств.

За этим последовательно следуют звания главного архитектора Морского ведомства, академика петербургской Академии художеств в 1784 году и в конце 1799 года указом Павла I А.Д.Захаров назначается главным архитектором Гатчины, преобразованной императором из загородной резиденции в город.

Здесь Захаров проработал почти два года. Для этого петербургского пригорода Андреан Дмитриевич выполнил много работ: руководил перестройками во дворце; на берегах речки Колпанки в гатчинском парке были возведены здания «Фермы», «Птичника».

О широте диапазона мастера свидетельствует трехарочный Львиный мост, переброшенный через Карпин пруд, а также Львиный мост в Дворцовом парке.

Наряду с Н.А.Львовым, Захаров сыграл важнейшую роль в формировании Гатчины на рубеже XVIII-XIX веков.

После  гибели Павла I Захаров прервал работы в  Гатчине и вернулся в Петербург.  В 1800-е годы Андреян Дмитриевич пользуется непререкаемым авторитетом как инженер, знаток строительного дела в самом широком смысле этих слов.

В 1803-1804 гг. зодчий затевает проект перестройки Васильевского острова.

Здесь Захаров предполагал осуществить перепланировку в традициях французской градостроительной школы: единство ансамбля должно быть достигнуто общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями.

  Надо отметить, что к нашей радости проект не был осуществлен, так как его исполнение привело бы к перестройке здания Академии наук.

Большинство произведений Захарова не дошло до наших дней. Но, благодаря хранящимся в архивах проектным и фотоматериалам, мы имеем возможность получить представление о гигантском труде архитектора.

Среди утраченных творений Захарова хочется упомянуть два  шедевра. Первый –  Церковь Апостола Павла при Обуховском сталелитейном заводе (пр.Обуховской Обороны, 120), построенная в 1804-1826 годах. Внешне она повторяла композицию Троицкого собора Лавры.

Купол был голубой с золотыми звездами, как у Троицкого собора на Измайловском проспекте. Снесена была  церковь в 1930-м году. Второй памятник –  Собор Святого апостола Андрея Первозванного (Кронштадт, Соборная пл., 1; пр. Ленина 16), построенный в 1805-1817 годах в соавторстве с Ч.Камероном.

Сейчас на ее месте памятный знак с надписью: «На этом месте стоял собор Андрея Первозванного, в котором 53 года служил Великий Молитвенник Земли русской святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Собор был освящен в 1817 году, разрушен в 1932 году.

Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».

Из сохранившихся произведений Захарова в Петербурге необходимо назвать два значительных. Первый – широко известный жилой дом Академии наук (наб. Лейтенанта Шмидта, 1). Дом был перестроен по проекту Захарова в 1808-1809 годах из здания, возведенного по проекту С.И.Чевакинского.

Дом со множеством мемориальных досок, посвященных жившим здесь ученым, занимает важное место в застройке набережной. Второй – «Дом Мижуева» (наб. р. Фонтанки, 26).

  Это лучшая постройка на участке между мостами Белинского и Пестеля, с изысканными пропорциями в формах зрелого классицизма.

Но, конечно, вершиной творческого пути Андреяна Захарова стало здание Адмиралтейства. В 1805 году Андреяну Дмитриевичу, как главному архитектору Морского ведомства, сменившему на этом посту Чарльза Камерона, по новой должности надо было заняться перестройкой здания Адмиралтейства.

Первоначальная постройка Адмиралтейства в юной столице была осуществлена архитектором И.К.Коробовым в 1738 году. Иван Кузьмич Коробов (род. 1700 г.) – талантливый русский зодчий, обучавшейся в Голландии.

Им было предложено несколько вариантов проекта, но утвержден был вариант с высоким шпилем с плывущим в небе корабликом – общий план сооружения соответствовал представлению Петра I об Адмиралтействе.

К концу царствования Петра I Адмиралтейство было не только верфью-крепостью, но и своеобразным местом пребывания русской школы, в которой обучались грамоте будущие строители кораблей, а также высшего морского начальства. Так Адмиралтейство начинало играть роль архитектурного центра молодого города.

Сто лет спустя после основания Адмиралтейства было решено начать работы по его реконструкции (в 1783 году в Адмиралтействе случился сильный пожар). Подготовить проект реконструкции и претворить его в жизнь поручили Андрияну Дмитриевичу Захарову – коренному петербуржцу.

Получив задание капитально перестроить Адмиралтейство, Захаров взялся за работу с большим подъемом. Проект, составленный им, был утвержден императором, и 25 мая 1806 года на Адмиралтейском дворе вновь начались строительные работы.

Совмещение действующей верфи со зданием, играющим главную роль в архитектурном ансамбле, было заданием, не имеющим прецедента в истории мировой архитектуры. Кроме того, Захаров был стеснен планом старого, коробовского Адмиралтейства, к максимальному сохранению которого Андреян Дмитриевич отнесся исключительно бережно.

Здание Адмиралтейства – не только архитектурный шедевр, но и доминанта центра города, главное звено в системе его ансамблей.  Без Адмиралтейства невозможно представить панораму невских берегов. Оно завершает перспективы трех улиц, определяя знаменитую трехлучевую планировку Петербурга. Творение Андреяна Дмитриевича стало архитектурным символом города на Неве.

Захаров буквально сгорел на работе. Он умер 27 августа 1811 года пятидесяти лет от роду, так и не успев завершить свое творение. После смерти Захарова работами по перестройке последовательно руководили его помощники, которым остались прекрасно разработанные исходные проектные документы. Благодаря проектам они сумели завершить замысел своего учителя.

Адмиралтейство и сегодня сохраняет роль важнейшего сооружения, которое формирует центральный ансамбль Санкт-Петербурга. Оно завершает Дворцовую площадь, служит монументальной оправой памятнику Петру I на площади Декабристов. Золотой шпиль Адмиралтейства, увенчанный трехмачтовым фрегатом, давно стал общеизвестной эмблемой города на Неве.

В столице северной томится пыльный тополь,Запутался в листве прозрачный циферблат,И в темной зелени фрегат или акропольСияет издали, воде и небу брат.Ладья воздушная и мачта-недотрога,Служа линейкою преемникам Петра.Он учит: красота не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

О.Мандельштам

Источник: https://www.nrfmir.ru/ru/2016/08/19/vspominaya-velikikh-arkhitektorov-andrian-zakharov

Ссылка на основную публикацию