Архитектор росси карл иванович — биография, фото, творения

Росси карл иванович (1775-1849) rossi carlo di giovanni (1775-1849)

Выдающийся русский архитектор Карл Росси родился 18 (29) декабря 1775 года в Санкт-Петербурге, в аристократической итальянской семье. Его отец — Джованни Росси, потомственный дворянин, мать — Гертруда Росси, известная танцовщица, балерина, приглашенная на петербургскую сцену в Екатерининское время. С раннего детства К.

Росси жил в Павловске у архитектора Винченцо Бренны, который воспитывал и обучал мальчика своему ремеслу. 28 июля 1795 года Росси был определен на службу в Адмиралтейское ведомство в качестве «архитектурного чертежника сержантского чина архитектурии гезеля», то есть ученика. В 1796 году его зачислили архитекторским помощником В.Ф.

Бренны по строительству в Павловске и Гатчине в ведомство Кабинета Его Величества. В эти годы под руководством учителя, а порой и самостоятельно, он работал над интерьерами во дворцах Павловска и Гатчины, создавал проекты предметов декоративного убранства. Здесь он приобрел первые навыки художественной композиции, научился мастерству художника-декоратора.

В 1802 году император Александр I благосклонно принял у начинающего зодчего альбом его архитектурных работ и разрешил двухлетнюю поездку за границу вместе с Бренной. В Италии Росси обучался во Флорентийской академии и в Риме.

По возвращении в Россию в 1804 году он составил проект переустройства набережной у Адмиралтейства в Петербурге, но проект был отвергнут, а сам Росси назначен художником стеклянного и фарфорового заводов в Петербурге.

Только в 1806 году Росси, наконец, получил звание архитектора, а в 1808 году он был назначен в Кремлевскую экспедицию, которая занималась строительством и ремонтом правительственных зданий и дворцов в Москве и провинциальных городах. Руководитель экспедиции П.

Валуев, высоко оценив талант и трудолюбие тридцатилетнего архитектора, поручал ему одну за другой ответственные работы. Весной 1808 года в Москве, на Арбатской площади, открылся построенный по проекту Росси деревянный театр, о котором говорили, что он отличался прекрасной акустикой, а снаружи был окружен колоннадой.

Театр сгорел в пожаре 1812 года, а его чертежи или хотя бы какие-то изображения не сохранились. Затем Росси работал в Твери и в городах Тверской губернии. В 1814 году Росси вернулся в Петербург, награжденный за успешную работу в Твери орденом св. Владимира IV степени и чином коллежского советника. Но, вернувшись в столицу уже известным зодчим, Росси не сразу нашел достойное себе применение на архитектурном поприще. Он продолжал работать на Императорском стекольном заводе, только теперь уже архитектором, возвращался к интерьерным работам в Павловске.

В 1816 году Росси входит в созданный под руководством крупнейшего инженера того времени А.Бетанкура Комитет строений и гидравлических работ, где получает должность главного архитектора.

Первой большой градостроительной работой Росси стала реконструкция Аничкова дворца (1816–1818), с которой началась грандиозная перепланировка значительной части центра Петербурга.

С этого времени начался период расцвета творчества Росси.

В 1820-х годах была завершена реконструкция Адмиралтейства. А.Д. Захаров, перестроив одно из грандиозных зданий в центре Петербурга, создал потрясающий по выразительности и монументальности архитектурный шедевр.

Его появление вблизи Зимнего дворца сразу же выявило несоответствие окружающей среды. И по планировке, и по своему художественному уровню тогдашняя Дворцовая площадь явно не соответствовала своему значению.

В 1819 году представилась возможность перестроить всю противоположную сторону площади, реконструировать весь архитектурный ансамбль.

На месте отдельных частных домов в 1819-1829 годах Росси возвел два грандиозных здания Главного штаба и министерств, объединенных дугообразным фасадом и аркой.

Росси смело и остроумно решил трудную композиционную и планировочную задачу и создал триумфальный въезд на Дворцовую площадь, изменив направление Морской улицы, ориентировав её на центр Зимнего дворца и перекрыв под углом двумя мощными арками. Сооружая Главный штаб, Росси блестяще сформировал ансамбль главной парадной площади столицы.

Работоспособность Росси была поразительной.

Руководя Комитетом строений и непосредственно занимаясь грандиозной реконструкцией Дворцовой площади, одновременно зодчий возводит уникальный дворцово-парковый ансамбль Елагина острова (1818-1822) с дворцом, павильонами и хозяйственными сооружениями, искусно скомпонованными с зеленью и водоемами, а также комплекс Михайловского дворца (1819-1825, ныне здание Русского музея) с окружающей застройкой. Каждая из этих работ составила бы славу любому зодчему, но для Росси и это не было пределом его возможностей. Параллельно он продолжает оформлять интерьеры дворца в Павловске и Зимнего дворца. В частности, он построил в Павловске библиотеку (1822-1824) и Николаевские чугунные ворота с оградой (1826), в 1826 году создал в Зимнем дворце Военную галерею 1812 года, ставшую еще одним памятником архитектуры, восстановленную после пожара 1837 года В.П. Стасовым. В 1827 году инженерному департаменту поручается разработка плана перестройки здания Сената и оформление Сенатской площади (1829-1834). Главный архитектор департамента А.Е. Штауберт не справился с задачей, и был объявлен конкурс на разработку лучшего варианта. В нем участвовали виднейшие зодчие столицы. Конкурс выиграл Росси. Получив конкретную задачу на проектирование Сената, он создает новый значительный ансамбль из двух зданий: Сената и Синода. Здесь, как и на Дворцовой площади, он прибегает к соединению двух зданий аркой, перекинутой над Галерной улицей.

Еще одним архитектурным шедевром Росси стал театральный ансамбль. Это целая система улиц и площадей, застроенных в едином архитектурном стиле, по единому творческому замыслу. Еще в 1816 году, занимаясь строительством ансамбля на Елагином острове, зодчий составил первый проект реконструкции Театральной площади и примыкающего района. Преображая территорию от Невского проспекта до Чернышева моста через Фонтанку, Росси возвел здесь в 1828–1834 годах Александринский театр с отходящей от его заднего фасада Театральной улицей (с 1923 года — улица Зодчего Росси), оформленной двумя однородными протяженными корпусами со сдвоенными дорическими колоннами. Эта улица, состоящая всего из двух домов, уникальна своим точным следованием античным канонам — её ширина равна высоте зданий её образующих (22 метра), а длина ровно в десять раз больше — 220 метров.

Строительство ансамбля Александринского театра было своего рода торжеством творчества Росси. Однако, еще современниками зодчего были замечены просчеты в проектировании перекрытий театра.

Росси расценил критику в свой адрес как личное оскорбление со стороны интриганов и завистников и даже обратился за помощью к Николаю I. В конце концов, император подтвердил полное доверие к зодчему, дав ему возможность завершить начатое творение.

Тем не менее, после этого Росси уже не привлекался к значительным работам. Ему пришлось уйти в отставку «от всех занятий по строениям». Росси подал это прошение, мотивируя его своей болезнью, и 25 октября 1832 года просьба была удовлетворена.

Позднее ему дали лишь один значительный заказ в Петербурге — по перестройке зрительного зала Александринского театра.

В последние годы жизни Карл Росси создал только одно значительное архитектурное сооружение — колокольню Юрьева монастыря в Новгороде (1838-1841). Больше работы ему не предлагали. Великий зодчий умер в полном забвении 6 (18) апреля 1849 года в Петербурге. Его похоронили на Волковском лютеранском кладбище.

В 1930-е годы было принято решение о перезахоронении праха К. Росси и его жены на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе XVIII века, где похоронены также Старов, Воронихин, Захаров и Стасов.

Высокая стела из серого полированного гранита над такой же плитой отмечает могилу архитектора, которая находится почти напротив могилы жены А.С. Пушкина Натальи Николаевны Ланской.

Именно Росси мы обязаны красотой и неповторимостью центра Петербурга. Во многом именно благодаря ему Петербург уже к 1830-м годам обрел новое лицо, превратившись в один из красивейших городов мира. Монументально-строгие ансамбли, задающие масштаб всему огромному городу, вошли в число шедевров мировой архитектуры.

Источник: http://funeral-spb.narod.ru/necropols/lazarevskoe/tombs/rossi/rossi.html

Самые красивые проекты Карла Росси

Самые красивые проекты Карла Россиvova_9110 февраля, 2014

Фото: WikipediaКарл Росси — российский архитектор итальянского происхождения, один из создателей русского ампира, выдающийся строитель красивейших зданий в Санкт-Петербурге.

Все его работы — от грандиозных дворцовых комплексов до небольших зданий — являются памятниками классической архитектуры Северной столицы. По случаю этой знаменательной даты мы решили рассказать о пяти самых красивых проектах этого знаменитого архитектора.

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТРЗдание театра на площади Островского было построено в 1832 году, оно стало одним из последних проектов Росси. Является наиболее характерным и выдающимся памятником архитектуры русского классицизма. Театр назвали в честь жены императора Николая I Александры Федоровны. С тех пор его называют Александринкой.

Театр был построен по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером, который может вместить свыше тысячи человек. Росси вместе с инженером М. Е. Кларком впервые в истории строительной техники создали оригинальную систему металлических конструкций.

Крыша театра опирается на 27 железных с чугунными деталями арочных ферм пролетом 29,8 метра. Внутренние продольные стены служат опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Со стороны Невского проспекта фасад театра оформлен многоколонной лоджией.

Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведет спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица, которая сейчас носит имя архитектора. Фасад театра украшают античные театральные маски и гирлянды лавровых ветвей, статуи муз в нишах на торцевых фасадах и величественная квадрига Аполлона.

Интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на красную, так как прежняя закоптилась из-за используемых в то время масляных ламп. В год открытия Александринского театра на основании императорского повеления дирекция предоставила Карлу Росси в безвозмездное и вечное пользование билет в ложу № 14 второго яруса.

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ

Построенный Росси в 1819–1825 годах для великого князя Михаила Павловича по заказу его отца, императора Павла I, Михайловский комплекс считается жемчужиной среди творений великого архитектора.

Работая над проектом, Росси продумывал и прорабатывал в эскизах буквально все: от чугунной решетки в убранстве ворот — до планировки парка, от решения градостроительной задачи — до прорисовки узоров наборного паркета в дворцовых помещениях. Планировка дворца выполнена по традиционной усадебной схеме.

Главный фасад подчеркнут восьмиколонным портиком коринфского ордера с фронтоном и украшен фризом из 44 барельефов. Ко дворцу ведет широкая лестница со скульптурами львов, которые были отлиты в 1824 году специально для Михайловского дворца. Они являются копией античных статуй, найденных в начале XVI века при раскопках в Риме.

Над интерьером работали такие знаменитые скульпторы, как С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, живописцы Дж. и П. Скотти, А. Виги, Б. Медичи. В настоящее время о первоначальном замысле архитектора, о былом великолепии великокняжеских покоев могут дать представление два зала: главный вестибюль и Белый зал.

Оба они — подлинные шедевры искусства классического интерьера. Художественное совершенство Белого зала расценивалось современниками столь высоко, что было решено преподнести его модель в подарок английскому королю Георгу IV.

С 1898 года в Михайловской дворце находится Русский музей, где можно увидеть художественные произведения Андрея Рублёва, Ф. Шубина, К. Брюллова, Ф. Бруни, О. Кипренского, А. Иванова, И. Репина, А. Куинджи, И. Шишкина, В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, К. Малевича, М. Шагала, К. Петрова-Водкина и многих других.

ЗДАНИЯ СЕНАТА И СИНОДА

Эти два памятника архитектуры ампира — последний крупный проект архитектора. В 1827 году был объявлен конкурс на лучший проект перестройки зданий, где могли бы разместиться Сенат и Синод. Интересно, что Росси участвовать в конкурсе не хотел и свои чертежи сдал последним. Кроме него, проекты представили архитекторы В. Стасов, П. Жако, С.

Шустов, В. Глинка. Но именно проект Росси был утвержден 18 февраля 1829 года, и строительство обеих зданий завершилось в 1834 году. Два торжественных по архитектуре здания соединены триумфальной аркой, которая символизирует единство церкви и государства.

Читайте также:  Новый год на белокрылом лайнере или 4 варианта романтики, путешествие на теплоходе из питера

В ее оформлении Росси использовал один из неосуществленных проектов арки на Дворцовой площади. Высота арки вместе со скульптурой составляет 26 метров, высота свода — 12 метров, ширина арки — 20 метров. В ее объем включен переход между Сенатом и Синодом. Из-за арки среди местных жителей родился каламбур: «Сенат и Синод живут ПОДарками».

Тем не менее над аркой размещена скульптурная группа «Благочестие и Правосудие», символизирующая веру в закон. Первое заседание Сената прошло в новом здании 25 апреля 1834 года в присутствии Николая I. Постройка Сената и Синода завершила формирование ансамбля центральных площадей Петербурга.

Сейчас в здании Сената разместился Конституционный суд, а Синод заняла библиотека им. Б.Н. Ельцина.

ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА

Одна из главных достопримечательностей Дворцовой площади Петербурга строилась с 1819 по 1829 год. Весной 1819 года императором Александром I было принято решение о придании юго-восточной границы Дворцовой площади вида, «подобающего центру столицы Российской империи». Проект был поручен Росси, и 2 июня 1820 года состоялась торжественная закладка здания Главного штаба.

В начале работ на возведение здания средств не жалелось, цоколь выходящего на Дворцовую площадь корпуса Министерства иностранных дел был сложен из дорогого гранита. А после воцарения требовавшего строжайшей экономии Николая I в 1825 году цоколь укладывался уже из более дешевого пудожского камня. По распоряжению Николая I фасад здания Главного штаба был окрашен в желтый цвет.

Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединенных аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров. Арка — композиционный центр здания, посвящена Отечественной войне 1812 года, как этого пожелал император Николай I. При проектировании арки Росси планировал установить на ней две женские фигуры, поддерживающие российский герб.

Этот замысел был одобрен Александром I, но не принят Николаем I. Тогда то и появилось решение установить здесь конную группу Победы. По расчетам, эта металлическая конструкция тянула на вес 80 тонн. Такую тяжесть архитектор посчитал чрезмерной.

Тогда было предложено оригинальное решение: выполнить из чугуна только каркасы колесницы и воинов, которые надо было обложить медными листами. В результате вес скульптурной группы уменьшился в пять раз. Такой вариант и был принят. Впервые подобные фигуры были выполнены из листовой меди в технике выколотки. Торжественное открытие арки состоялось 28 октября 1828 года.

Полностью все строительные и отделочные работы завершили в 1830 году. Все строительство обошлось почти в 7 млн рублей. Из них на скульптурное оформление арки — 236 тыс. рублей.

РЕКОНСТРУКЦИЯ АНИЧКОВА ДВОРЦА

Реконструкция Аничкова дворца стала первой большой градостроительной работой Росси. Занимаясь этим проектом для Великого князя Николая Павловича в 1817–1818 годах, Карл Росси создал два небольших одноэтажных павильона.

Первый находится на одной линии с Публичной библиотекой, второй расположен по центру площади Островского. Работая над интерьером, он переоформил танцевальный зал, музыкальную, диванную, кабинет, будуар, спальни. В 17 залах заново расписали плафоны, стены затянули атласом и бархатом.

В других помещениях стены расписали под мрамор, установили новые печи, камины, мебель, люстры и торшеры. Абсолютно все предметы интерьера делали по рисункам Росси. Великий князь Николай Павлович остался чрезвычайно доволен работой архитектора.

Став в 1825 году императором, он дал Аничкову дворцу статус императорского, а Карл Росси получил звание придворного архитектора.

источник

Поддержи автора — Добавь в друзья!

Источник: https://vova-91.livejournal.com/4229216.html

Карл Росси — Архитекторы дизайнеры — Дизайн и архитектура растут здесь — Артишок

Карл Иванович Росси родился в 1775 году в Неаполе. Его мать, известная балерина Гертруда Росси, вскоре переехала в Россию вместе с отчимом, балетмейстером Шарлем Ле Пиком.

 Воспитанный в артистических кругах Росси получил хорошее образование, еще будучи ребенком стал помощником известного архитектора Винченцо Бренне.

В 1795 году поступил учеником в Адмиралтейскую коллегию архитектуры, позже под руководством Бренны помогал при строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

В 1802 году Росси поехал на два года в Италию для продолжения обучения. Вернувшись в Россию, становится учеником на стекольном и фарфоровом заводе. 

В 1808 году отправляется в Москву для участия в Экспедиции Кремлевского строения.

В бывшей столице Росси участвовал в приведении в порядок обветшавшего Кремля, строил церковь Вознесенского монастыря в Кремле, деревянный театр у Арбатских ворот, к сожалению, московские постройки Росси не сохранились.

После работы Москве Росси, 1809 г. приступил к перестройке Тверского дворца. За свои работы в Твери архитектор был награждён орденом Владимира 4-й степени и чином коллежского советника.

В 1815 г. Росси снова приехал в Петербург и через год был назначен главным архитектором петербургского Комитета для строений и гидравлических работ.

Вместе с архитекторами Стасовым и Михайловым возглавил обширные работы по застройке столицы.

К ранним работам Росси в Петербурге и его окрестностях относятся: реконструкция Аничкова дворца (1816), ряд павильонов и библиотека в Павловском дворце (1815-1822), Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816-1818).

10 июля 1818 года Карл Росси был награждён орденом Святой Анны 2-й степени.

После сооружения живописного дворцово-паркового комплекса на Елагином острове, Росси осуществил строительство Михайловского дворца (1819-1825; ныне здание Русского музея), ансамбля Михайловской площади (ныне площадь Искусств), и Михайловской улицы; Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819–1829); Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1833); Александринской площади со зданиями Александринского театра (1827-1832), нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица зодчего Росси). В 1826 г. Росси была оформлена Галерея 1812 г. в Зимнем дворце.

Войдя в конфликт с окружением Николая I, Росси в 1832 ушел в отставку, уволившись «от всех занятий по строениям». Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.

В декабре 1837 года сгорел Зимний дворец. Он был восстановлен весьма быстро. Уже летом 1841 года император осматривал восстановленную резиденцию. Он пригласил Карла Росси, который внимательно изучал работу коллег.

Оглядев Георгиевский зал, Росси заметил, что потолок здесь скоро рухнет. Николай I возмутился, так как он сам лично осматривал и подписывал чертежи. Но пожилой архитектор настаивал на своём. Разгневанный император прогнал Росси.

А 9 сентября потолок Георгиевского зала обрушился.

Спустя три месяца Николай I назначил Карла Росси «членом по искусственной части в существующих при Кабинете строительных комиссиях и впредь учреждаемых, кроме по Зимнему дворцу».

Архитектор умер от холеры в 1849 году в Санкт-Петербурге. Был похоронен на Волковом лютеранском кладбище. Перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Источник: http://artishock.org/arhitektory/karl-rossi

Росси Карл Иванович

Карл Иванович Росси родился 29 декабря 1775 года. С юных лет он был связан с миром искусств. О его матери, знаменитой балерине, приглашенной на петербургскую сцену в екатерининское время, сослуживец Росси по Комитету для строения и гидравлических работ Ф. Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «Всякий знал родительницу его, некогда первую танцовщицу на Петербургском театре».

Нет сомнения в том, что основы классического художественного воззрения были восприняты Карлом в первые же годы его архитектурного воспитания. Слишком впечатляющи были многочисленные сооружения Петербурга, с величественными портиками в строгом стиле русского классицизма, одно за другим освобождавшиеся от лесов.
Обширное строительство в столице было хорошей школой для одаренного юноши.

Его учитель В. Ф. Бренна, в мастерской которого он получил архитектурно-художественное образование, пробудил в молодом Росси восторг перед величественностью античной планировки Рима — города больших общественных площадей, театров, терм и набережных.

Бренна увлек своего ученика в далекое прошлое, познакомил с историей архитектуры и раскрыл пред ним красоту монументальной, величественной классики.

Они были в течение всей своей жизни не только учителем и учеником, но и друзьям и товарищами. Долгие годы не разлучались, вместе жили в Павловске, вместе работали на постройке Михайловского замка в Петербурге, вместе путешествовали за границей.

Для творчества Росси, его художественного роста, пребывание в Павловске и архитектурное образование под руководством Бренна имело огромное значение. То и другое ярко запечатлелось во всех его произведениях.

В одних его постройках, особенно в небольших, как парковые павильоны, беседки, мосты, можно видеть следы детских увлечений и того окружения, которое было в Павловске. В других — Карл Росси властный, с широким кругозором, с открытыми смелыми взглядами и планами, архитектор городских ансамблей и больших планировочных замыслов.

К концу XVIII века завершилась пора ученичества Росси. 28 июля 1795 года он был определен на службу в Адмиралтейское ведомство в качестве «архитектурного чертежника сержантского чина архитектурии гезеля», то есть ученика.

Через четыре года ему присваивается звание «архитектурного помощника», а 16 ноября 1801 года его производят в архитекторские помощники десятого класса. Несколько сохранившихся чертежей, относящихся к этому периоду, свидетельствует о профессиональной зрелости молодого зодчего и большом искусстве его в композиции и графике.

В начале 1802 года Росси получил заграничную командировку для завершения образования и уехал в Италию.

Тщательно изучал он руины памятников архитектуры Древнего Рима, их величественные композиции, постигая закономерности, благодаря которым римские зодчие в своих постройках добивались совершенной гармонии частей и целого.

Пробыв два года в Риме, Флоренции и других городах Италии, Росси вернулся на родину. Увидев набережную у Адмиралтейства в Петербурге, которая своими каналами, верфью и мастерскими прерывала проезжую береговую часть города, тотчас же составил проект её переустройства.

Находясь под впечатлением римских построек, он предложил перекинуть мосты над каналами и верфями, под которыми могли бы свободно проходить корабли, а наверху бы шла проезжая береговая дорога. Это был смелый, фантастический проект.

Ответ был самый жестокий. Многие архитекторы, да и высшие чиновники того времени сочли план легкомысленным, а может быть, увидели в лице Росси соперника, свежую, молодую силу.

Росси был направлен на фарфоровый завод рисовать вазочки. Не удовлетворенный этим занятием, Карл продолжал работать как архитектор и в 1806 году ему удалось добиться официального признания своих способностей: он был утвержден архитектором Кабинета.

Через несколько лет он получил назначение в Москву, в так называемую Кремлевскую экспедицию, которая занималась строительством и ремонтом правительственных зданий в Кремле, во всей Москве и её окрестностях. В 1815 году он возвратился в Петербург.

В Петербурге задачи, поставленные перед Росси, решались совершенно по-новому. До него никто из современных ему архитекторов так не планировал. Создавая проекты, он представлял себе не отдельное здание, а сразу полный квартал города с широким и смелым раскрытием новых городских перспектив.

Острова вокруг Петербурга тогда были мало застроены. Они принадлежали не городскому населению, а богатым, владетельным придворным лицам и императорской фамилии. На Петровском острове стоял небольшой деревянный дворец Петра I. На Каменном острове — дворец дочери Павла I.

На Елагином острове долгое время после основания Петербурга сохранялся дикий лес и остров назывался «Мишин», потому что на нем водились когда-то медведи. Сам остров был очень красив, но ещё более красивы были виды, которые открывались на море, со «стрелки».

Это место стало одним из самых любимых тогдашней петербургской знати. Поэтому здесь было решено построить дворец. Постройка была поручена Росси.

Елагин остров в течение всего 19-го столетия был изолирован от города. Только для удовольствия владелицы острова перед дворцом раза дватри в год на Царицыном лугу устраивали народные гулянья. Остров соединяется с городом двумя мостами и гранитной пристанью.

Главный дом построен Карлом Ивановичем на восточной стороне острова на фундаменте старого дворца начала XVIII века, но по совершенно новому проекту. Его парадный фасад расположен на запад. Отсюда открывается — через весь остров сквозь прямую просеку — красивый вид на море.

Жилые комнаты выходят на юг и восток с большой верандой, а на северной стороне расположена зала-столовая. Кухня и все жилые помещения прислуги выделены в отдельный дом на северной стороне. За кухней были расположены оранжереи и огороды, а рядом с ними находился корпус конюшен.

Читайте также:  Архитектор бубырь алексей фёдорович - биография, фото, творения

Служебные здания Карл Иванович распланировал в виде отдельных павильонов, таких красивых и в таких классических формах, что трудно даже сказать, которые из них уступают дворцу. Каждая из этих построек в отдельности является высоко художественным произведением, а вместе с дворцом — ценнейшим ансамблем русского классического стиля.

Так же блестяще были спланированы гранитная пристань с павильоном-беседкой и гауптвахта, она же и беседка для гостей. Постройки украшены красивыми цветочными вазами и скульптурой.

К этому времени Росси поручают строительство больших зданий. Так, с 1819 года Карл Иванович работал над проектом дворца, в котором сейчас находится Государственный Русский музей. В этой работе выявилась многогранность таланта Росси. Он создал прекрасный по архитектуре дворец и нашел смелое решение городского ансамбля.

Уже с Невского проспекта в перспективе улицы было видно, как высился над аркадой первого этажа прекрасный по пропорциям, великолепный портик с коринфскими колоннами, с богато украшенным скульптурой фронтоном. Во всю ширь фасада расположена колоннада в двадцать стволов, упирающаяся в боковые выступы. Это главный фасад.

Со стороны сада, в том же коринфском ордере в двенадцать колонн, дана лоджия, поставленная между двумя массивами, увенчанными небольшими фронтонами.

Перед садовым фасадом находится большая терраса, шириною во всю лоджию. К центральному трехэтажному корпусу по бокам примыкают служебные двухэтажные флигеля. В одном из них размещались кухни, в другом — манеж и конюшни.

Оба фасада, со стороны города и со стороны сада, совершенно различные по массам, тем не менее решены в едином стиле русской классики, названной в то время «ампир». В саду, кроме того, был построен павильонпристань с открытой ротондой посредине и двумя комнатами по бокам.

С террасы этого павильона открывался вид на Марсово поле, и можно было любоваться на все военные парады.

Внутри дворца залы, кабинеты, все помещения были богато отделаны живописью и скульптурой. Но самое сильное впечатление оставляла парадная лестница. Она поражала своими размерами, светом, колоннадой во втором этаже и росписью плафона. Все было здесь строго и монументально спокойно, уравновешено и пропорционально.

Даже детали двери, люстры и поручни сделаны в том же характере. Обыкновенно лестница ведет посетителя в главный центральный зал. Здесь она приводит на площадку. Отсюда можно пройти по ряду комнат в приемные, танцевальные и театральные залы или — по другую сторону — в жилые комнаты владельцев.

Посредине дворца находилась белоколонная гостиная с балконом в сад.

Все в отделке и меблировке дворца, до последней мелочи, даже люстры, стулья и дверные ручки, было придумано и нарисовано самим Карлом Ивановичем Росси.

Но замысел его не ограничивался только созданием самого дворца, — привлекала ещё и задача разрешить по-новому планировку всего городского квартала, где помещался дворец. Место, на котором построен дворец, одной стороной выходило на Марсово поле, а другой — на задворки, застроенные мелкими деревянными домами с палисадниками.

Любой другой архитектор поставил бы дворец ближе к Марсову полю, в сторону города вывел придворный сад. Карл Иванович, который вместе с Бренна строил Инженерный замок, проложил тогда дорогу от замка к Невскому проспекту. Теперь ему пришла мысль проложить новую улицу от Невского проспекта на площадь перед Михайловским дворцом.

При таком решении планировки города дворец приобретал значение крупнейшего городского центра.

Карл Иванович создал проекты домов, обрамляющих новую площадь, проекты фасадов по новой улице. Все в целом было объединено в мощный ансамбль ряда зданий. Проект был утвержден. Росси поручили составить проект архитектурного оформления Дворцовой площади.

Его увлекла грандиозность поставленной задачи. Он подошел к её разрешению с определенным требованием — упорядочить планировку города в этом районе, именно города, а не дворца. Зодчий задумал очертить площадь по полукругу и в центре — против ворот Зимнего дворца — раскрыть проезд на Невский проспект.

Здание решено очень просто, но удивительно красиво. Широкая лента фасада опоясывает площадь от угла Невского проспекта, до угла набережной реки Мойки и дальше вдоль набережной.

Эта простота фасада красиво прерывается в боковых крыльях и в центральной части коринфскими колоннадами, поставленными на уровне второго этажа. Они видны во весь рост с любой точки площади.
Луговая улица, или Миллионная, подходила не прямо к арке, а под углом.

Росси остроумно решил угол перелома, поставив две арки, одну — к площади и другую — к улице. Этот смелый прием ещё более подчеркнул красоту замысла и мастерство Росси как планировщика.

Обе арки Росси украсил летящими фигурами с венками, орнаментами, военными доспехами и статуями воинов. Арка в сторону площади завершена колоссальной колесницей Победы в шесть могучих коней, управляемых русскими воинами, и стоящей на колеснице крылатой женской фигуры Славы.

И в этом произведении Карл Иванович Росси показал себя крупнейшим мастером городского ансамбля. Строительство велось с 1819 по 1829 год. Ещё до завершения здания Главного штаба Карлу Ивановичу Росси было поручено составить проект Александринского театра.

Главная задача состояла не столько в проекте театра — здесь уже стоял театр Бренна, — сколько в том, чтобы по-новому распланировать весь этот городской район. Росси наметил грандиозный план строительных работ, охватывая им площадь перед театром, усадьбу Аничкова дворца.

Публичную библиотеку и дорогу на Чернышеву площадь с проложением новой улицы.

Более широкий размах трудно себе представить. Город получал классически распланированный район от Невского проспекта до Чернышева моста на Фонтанке. Не многие архитекторы в мире имели смелость даже мечтать о таком строительстве.

Вот здание Публичной библиотеки (1828–1830), с красивой ионической колоннадой, с широкими простенками, украшенными статуями философов и писателей, с барельефами, изображающими науки и искусства.

Над всем этим убранством летящие фигуры венчают венками славы герб государства.

Вот Александринский театр — с шестиколонной лоджией коринфского ордера, со статуями в нишах, с театральными масками по всему фризу, со Славой на аттике и мощной, вздыбленной «квадригой» — четырьмя конями бога искусства — Аполлона (1827–1832).

Вот за театром Театральная улица, названная теперь улица Росси, с построенными по обе стороны её одинаковыми домами. Они украшены аркадами по первому этажу и дорическими колоннадами по второму. Все просто, ритмично и торжественно.

Улица Росси выводит на площадь Ломоносова, которая является как бы архитектурным заключением всего замысла. Центральный фасад на площади решен в виде трехпролетной аркады, украшенной на втором этаже сдвоенными дорическими колоннами.

Два пролета в первом этаже оставлены сквозными, открытыми для проезда на Садовую улицу (1824–1832).

Строительство ансамбля Александринского театра было своего рода торжеством творчества Росси.

В это же время он участвовал в конкурсе по проекту здания Сената. Карл Иванович был занят сверх меры, ему было и некогда и трудно сосредоточиться на новой задаче. Он долго не приступал к работе.

Наконец, был представлен и его проект.

И опять в отличие от всех остальных архитекторов Росси решал задачу не узко, а широко, как архитектурное оформление Петровской площади с памятником Петру Первому Фальконе и Адмиралтейством Захарова.

Был принят проект Росси. Он создал фасад Сената и Синода с сильно выступающими пилонами. Этим приемом он рассчитывал дать богатство света и теней на фасаде. Все здание, украшенное такими пилонами, особенно в центральной части по сторонам арки и на закругленном углу по набережной, получило торжественность и строгость, отвечающие назначению высших правительственных учреждений (1829).

Постройку Александринского театра зодчий в основном закончил, но после этого он, будучи в расцвете творческих сил, уже не привлекался к значительным работам. Ему пришлось уйти в отставку, он подал прошение, мотивируя его своей болезнью. 25 октября 1832 года просьба была удовлетворена.

Лицемерная резолюция гласила: «уволить его от всех занятий по строениям, дабы мог воспользоваться свободою для облегчения расстроенного его здоровья». Даже после пожара Зимнего дворца в 1837 году Росси не был приглашен участвовать в восстановлении созданных по его проектам знаменитой галереи 1812 года и других дворцовых помещений.

У него лишь затребовали прежние чертежи.

Талантливый зодчий оказался не у дел. В 1843 году ему, правда, сообщили решение министра двора о назначении его «членом по искусственной части в существующих при Кабинете строительных комиссиях».

Но это решение, объявленное, кстати, более чем с годовым опозданием, было лишь номинальным. Фактически Росси привлекли только к перестройке зрительного зала Александринского театра в 1849 году.

Это был последний «заказ», выполнить который ему целиком уже не удалось.

Помимо морального ущемления, Росси, очевидно, не без ведома Николая I, был ущемлен и материально.

Несмотря на грандиозность проделанной им работы, способствовавшей превращению Петербурга в красивейший по архитектуре город мира, несмотря на официальное признание его архитектором «со столь отменными талантами по его части», он не был обеспечен соответствующей его заслугам пенсией.

Характерен и ещё один штрих. В 1830-х годах семья зодчего жила в Ревеле. Несмотря на то что Росси был в отставке, ему всякий раз приходилось испрашивать письменное разрешение на поездку для свидания с семьей.

В дополнение к служебным неприятностям Росси постигают семейные горести. В 1842 году умер его старший сын, успешно окончивший архитектурный факультет Академии художеств. В 1846 году зодчий потерял жену. После её смерти на него легли хозяйственные заботы, хлопоты по устройству младших детей.

Все это необычайно тяготило Росси.

Незадолго до смерти он направил на имя министра царского двора ходатайство, в котором писал: «В течение 53-летней добросовестно проведенной мною службы под моими распоряжением и надзором построено каменных зданий более нежели на 60 миллионов рублей… Проживая на свете 71 год, я с горестью вижу приближение минуты, которая разлучит меня с семейством навсегда. По чувству родительскому, я желал бы оставить моим детям, долженствующим остаться без руководителя и подпоры, дела мои незапутанными и потому с упованием на доброту сердца вашего сиятельства я обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой об исходатайствовании мне у государя императора весьма на короткий срок заимообразно из кабинета 4000 рублей». 18 апреля 1849 года Росси умер. Его похоронили на Волковом кладбище.

В наши дни его прах перенесен в некрополь Александро-Невской лавры, где захоронены также Старов, Воронихин, Захаров и Стасов.

По книге Д. Самина «100 великих архитекторов».

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/rossi-karl-ivanovich

Карл Иванович Росси , архитектор. Работы в СПб. Годы жизни

Карл Иванович Росси автор  самых главных архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, формирующихся вокруг площадей, не считая отдельных зданий, многие из которых признаны архитектурными шедеврами.

Судите сами: Дворцовая площадь, Сенатская площадь, Площадь искусств. Необходимо отметить огромное влияние победы в Отечественной войне 1812 г. на архитектуру того времени.

 

Биографическая справка:

Дата рождения:   9 января 1776 г. г. Неаполь (Италия)

Дата смерти:   30 апреля 1849 г.  Санкт-Петербург (Россия)

Становление мастера К. И.  Росси

Карл Росси родился 29 декабря 1776 г. в Неаполе (Италия) в семье артистов балета.

В одиннадцатилетнем возрасте оказался вместе со своими родителями в Санкт-Петербурге, которые были приглашены выступать в Императорской труппе.

Своё начальное архитектурное образование он получал у зодчего Винченцо Бренна, будучи его помощником. Два года обучался в Италии, работал на фарфоровом заводе в СПб. С 1808 по 1815 гг.. трудился в Москве.

Автор имперского облика Петербурга

Росси это единственный архитектор Петербурга работы которого мы привели не отдельными зданиями а целыми архитектурными ансамблями.

Дворцовая и Сенатская площади:

Росси трудно назвать зодчим в обычном понимании этого слова, он по сути сформировал новый имперский  облик нашего города. Достаточно посмотреть на две главные площади Санкт-Петербурга Дворцовую и Сенатскую.

Читайте также:  Фотографии знаменитых мостов санкт-петербурга, фото мостов питера

Поэтому приведём факты: Первым строилось здание Адмиралтейства (1806-1823 гг., арх. Захаров А. Д.), следующим здание Главного штаба (1819-1829 гг.

, восточная часть здания передана Эрмитажу) и в завершении здания Сената и Синода (1829-1834 гг.).

Все здания имеют арки и выполнены в едином архитектурном стиле классицизма. 

С окончанием их постройки окончательно  сформировался исторический, культурный, туристический и экскурсионный центр нашего города.

Фотографии:

Арка здания Адмиралтейства, РоссиАрка Сената и Синода в ПетербургеАрка Главного штаба в Санкт-Петербурге

Площадь искусств:

Самый яркий и пожалуй единственный пример авторской работы Полного Архитектурного Ансамбля Карла Росси, практически все здания площади выполнены либо самим мастером, либо построены (иногда перестроены) по его проектам.

Главное здание площади это конечно же Михайловский дворец, сейчас в нём располагаются Русский музей и Музей этнографии. Здание Михайловского (сейчас им. Мусорского) театра и дом Голенищева-Кутузова (музей художника И. И. Бродского). Более подробная информация представлена на карте площади Искусств.

Площади Островского и Ломоносова:

С 1828 по 1832 гг. зодчий создаёт единый «театральный» ансамбль состоящий из Театральной пл. (одно из названий пл. Островского),  пл. Чернышёва (пл. Ломоносова) и Театральной улицы (ул. Зодчего Росси) соединяющей их.

Архитектурными доминантами архитектурного ансамбля пл. Островского являются Александрийский театр, Аничков дворец и Императорская Публичная библиотека,( памятник Екатерине II был возведён в 1873 г.). В здании бывшей Дирекции Императорских театров расположен музей Театрального и Музыкального искусства. 

Елагиноостровский Дворцово-Парковый ансамбль:

Елагиноостровский дворец был полностью перестроен Карлом России с 1818 по 1822 гг., это была одна из первых крупных его работ в Петербурге. Многочисленные постройки на Елагином острове также принадлежат руке Великого мастера. Фактически его можно считать основным автором этого замечательного ансамбля.

Источник: https://1703piter.ru/arhitektory-19-vek/rossi-karl-ivanovich-arhitektor-peterburga/

Какие творения Карла Росси украшают Санкт-Петербург?

Первоначальное образование Карл Росси получил в мастерской В. Ф. Бренна, творения которого отличались массивностью форм и обилием декора. В 1802—1803 годах Росси изучал античные памятники в Италии и по возвращении в Россию получил звание архитектора.

Работа в Москве познакомила его со школой М. Ф. Казакова, но полностью раскрылось дарование архитектора в работах, выполненных им в Петербурге.

В творчестве Росси получили развитие градостроительные принципы, сформированные в сооружениях Воронихина, Захарова, Томона. Подобно работам этих зодчих, всякое сооружение Росси определяло собой эмоциональное звучание окружающего архитектурного пейзажа, сообщая ему тот особый гражданственный пафос, который столь свойственен сооружениям высокого классицизма.

Архитектурная мысль Росси поражает своей широтой: он постоянно стремится к единой планировке целых районов города, заключающих в себе систему взаимосвязанных улиц и площадей. Высокий классицизм в работах Росси приобретает своеобразную триумфальность, но в поздних работах архитектора получает черты внешней декоративности.

Одно из лучших творений архитектора — здание Главного штаба и министерств (1819−1829). Особенность смелого проекта — в его пластичности. Здание словно обнимает площадь полукругом своих изогнутых корпусов.

Прорезывающий этот полукруг темный проем глубокой арки, перекрывающий собой целую улицу, делает ощутимым мощный объем всего сооружения.

Арка носит триумфальный характер, что подчеркнуто и ее скульптурным декором: колесница Победы, венчающая аттик, арматурные рельефы и статуи воинов между колоннами, крылатые вестницы Славы над проемом арки.

Единство архитектурного решения ансамбля Дворцовой площади достигается тонким пластическим соотношением здания Генерального штаба с Зимним дворцом. Родственные друг другу в своей торжественности и монументальности, они во многом противоположны. Живописная, пышная пластика барочного дворца контрастирует со строгой архитектоникой классицистического сооружения.

В неразрывной пластической и идейной связи со зданиями находится и Александровская колонна, центрирующая композицию площади.

Одновременно со строительством здания Главного штаба и министерств происходило сооружение ансамбля Михайловского дворца (ныне Русского музея) в Петербурге.

В его разработке типична для Росси широта архитектурных замыслов, направленных на преобразование целого городского района.

Торжественный и пышный дворец, решенный по традиционной схеме усадебного дома с парадным двором, заключенным между боковыми крыльями — служебными корпусами, соединенными с дворцом переходами, и большим парком, органически включен в типично городской пейзаж, состоящий из площади и системы, связанных с нею улиц. Архитектор продолжил до Марсова поля Садовую улицу и проложил заново улицу, параллельную Невскому проспекту, а также еще одну, на главной оси дворца, соединяющую площадь перед дворцом (ныне площадь Искусств) с Невским проспектом.

Архитектором были разработаны фасады домов, выходящих на площадь и улицы (выстроенных уже позднее). С противоположной стороны дворцовый ансамбль связан с пространством Марсова поля парковым павильоном-пристанью, отчетливо рисующимся на фоне темной зелени деревьев. Гранитные ступени ведут от павильона к берегу Мойки.

К числу значительных творений Росси относится и ансамбль Александринского театра. Характерная для Росси масштабность архитектурной мысли здесь также приводит к перепланировке целого района города. Работы велись в 1828—1834 годах.

Помимо здания театра, были сооружены корпуса, образовавшие новую — Театральную — улицу (ныне улица Зодчего Росси) и новое здание Публичной библиотеки, замкнувшее площадь перед театром.

В том же характере были решены фасады домов на площади возле Чернышева моста, с которой граничила Театральная улица со стороны, противоположной театру.

Своей значительностью и завершенностью ансамбль занимает выдающееся место даже в Петербурге первой половины XIX века. Единство архитектурного решения достигалось здесь мощным ритмом колоннад, поднятых на высокий цоколь.

Пышные, торжественные колоннады лоджии и боковых портиков театра, стройные ионические колонны фасада нового корпуса Публичной библиотеки, наконец, суровое, сдержанное звучание дорического ордера в архитектуре корпусов, образующих Театральную улицу, — все это образует смену необыкновенных по своей красоте архитектурных картин.

Одна из них — идеальная перспектива Театральной улицы с ее стремительным бегом прямых линий карнизов и цоколей и мерным ритмом вертикалей дорических колонн.

Не менее мастерски решено здание Сената и Синода (1829−1834), замыкающее ансамбль центральных площадей. С большим искусством, соразмерив это свое творение с Адмиралтейством Захарова, Росси замкнул непрерывный пространственный пробег от Дворцовой до Сенатской площади. В то же время, скруглив угол дома, выходящий к реке, Росси связал его с набережной.

Характерно, что в решении здания Сената и Синода уже присутствуют черты известного оскудения классицизма как стиля в архитектуре. Фасад здания с прорезывающей его аркой решен, как набор типовых архитектурных мотивов, наложенных поверх его конструкции, как своеобразная декоративная рубашка. Сами формы скульптурного и архитектурного декора стали заметно суше и дробнее.

В облике города, расположенного в дельте большой реки и пересеченного каналами, большую роль играли мосты. Они составили одну из индивидуальных черт Петербурга, отличающих его от других городов России. В первой трети XIX века велись большие работы по благоустройству набережных Мойки, Екатерининского канала, Фонтанки и некоторых других водных артерий города.

По проекту К. Росси и инженера П. Бадена построены мосты около Инженерного замка и Михайловского дворца. Тогда же были возведены мосты: Красный, Поцелуев, Синий — через Мойку, Банковский и Львиный — через Екатерининский канал. Иногда геометрически простые в своей конструкции, иногда украшенные уникальным чугунным литьем со стройными дугами причудливых фонарей.

Отчетливо рисующиеся на фоне неба, они удивительно разнообразят архитектурные пейзажи города в районах, уже несколько удаленных от грандиозных панорам невских набережных и центральных площадей. Прихотливое разнообразие их решения в соединении с изгибами небольших рек и каналов придает и поныне окружающему пейзажу оттенок своеобразной урбанистической романтики.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/32075/

Карло Росси

Карл Иванович Росси (Carlo di Giovanni Rossi)

1775, Италия — 1849, Санкт-Петербург

Если вы бывали в центре Санкт-Петербурга, то, конечно, вам доводилось видеть величественные архитектурные ансамбли центральных улиц и площадей, созданные гением русского архитектора итальянского происхождения Карло Росси.

Остановились ли вы на площади Искусств или забрели на площадь Островского, оказались на Сенатской или Манежной, лежит ваш путь через Михайловскую или Инженерную улицу — везде вы видите его творения.

Карло Росси не был обычным архитектором, он строил город, благоустраивая огромные территории, возводя дворцы и создавая парки, он думал о том, где будут ходить люди и ездить кареты, а потому смело чертил на планах города новые улицы, которые потом возникали в городе по росчерку его карандаша, словно по мановению волшебной палочки.

Где он родился, точно неизвестно, разные источники называют то Венецию, то Неаполь, но все сходятся на том, что в 1779 году он вместе с родителями — известными в Европе танцовщиками — оказался в Санкт-Петербурге, который стал его настоящим домом.

С детских лет он учился у Винченцо Бренны — придворного архитектора наследника престола Павла Петровича (будущего императора Павла I), в 1795 — поступил учеником чертежника в Адмиралтейское ведомство, в 1796 — официально стал помощником Бренны в строительстве Павловска и Гатчины.

В начале XIX века Александр I, благосклонно отнесшийся к юному дарованию, разрешил Росси двухлетнюю поездку в Европу для завершения образования. Вернувшись в Россию, в 1806 году Росси получает звание архитектора, а в 1808 — его включают в группу специалистов, которые занимаются ремонтом и реставрацией Кремля и других правительственных зданий в Москве и провинциях.

В 1814 году Росси возвращается в столицу на Неве, а с 1816 становится главным архитектором комитета по делам строений и гидравлических работ, которым руководит один из выдающихся инженеров того времени Августин Бетанкур (к слову, именно он посоветовал Александру I Огюста Монферрана, тоже работавшего в его комитете, в качестве архитектора Исаакиевского собора). Его работы в комитете начинаются с реконструкции Аничкова дворца, положившей начало грандиозным работам по перепланировке центра Санкт-Петербурга.

Следующей работой Росси становится возведение здания Главного штаба (1819-1829) с грандиозной триумфальной аркой, соединяющей два полукруглых крыла величественного здания, при этом он блестяще решил задачу создания парадного въезда на Дворцовую площадь, поменяв направление Большой Морской улицы и выведя её под Арку Главного штаба так, чтобы из неё открывался вид на централный въезд в Зимний дворец (не стоит забывать, что в то время Александровской колонны в центре площади ещё не было; кстати сказать, идея возведения колонны принадлежит тоже Росси, хотя работы по её созданию и были возложены на Огюста Монферрана, как на архитектора, имеющего после строительства Исаакиевского собора огромный опыт в установлении гигантских монолитных колонн).

Одновременно с работами по строительству Главного штаба Росси занимается созданием ещё двух дворцово-парковых ансамблей: Ансамбля Елагина острова (1818-1822) и ансамбля Михайловского дворца (1819-1825), строившегося для младшего сына императора Павла I Михаила.

В 1829-1834 годах Росси занимается оформлением Сенатской площади и возводит на ней два дворца: Сената и Синода, соединенные, как и в случае с Дворцовой площадью, аркой, под которой и сегодня проходит Галерная улица.

Следующая значительная работа Карло Росси — создание ансамбля Александринского театра (1828-1834), благоустройство огромной территории, застроенной в едином архитектурном стиле.

Именно здесь, за зданием театра он проложил одну из самых красивых улиц в мире (изначально названную Театральной, а сегодня она носит имя своего создателя — Зодчего Росси), на этой улице находится лишь два дома, но её пропорции совершенны: 22 метра высота домов и ширина улицы и ровно в десять раз больше (то есть 220 метров) — её длина.

С одной стороны улицу «замыкает» один из фасадов Александринского театра, с другой — небольшая Чернышевская площадь (по названию моста, перекинутого рядом с ней через Фонтанку), сегодня носящая имя Ломоносова.

С начала тридцатых годов Росси работает все меньше — сказываются происки завистников, ему все реже поручают масштабные работы, умирает он в полном забвении в 1849 году.

Похоронили Карла Ивановича Росси на Волковском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга, а после революции перезахоронили в Александро-Невской лавре, в некрополе XVIII века.

Его могила находится совсем рядом с могилой жены А.С. Пушкина Натальи Николаевны Ланской.

Архитектора давно нет в живых, однако его творения и сегодня поражают нас своей строгой гармоничностью и сдержанным великолепием.

Основные творения:

Источник: https://guida-spb.com/karlo-rossi.html

Ссылка на основную публикацию