Архитектор гримм давид иванович — биография, фото, творения

Давид Иванович Гримм

Исследователь средневекового зодчества Кавказа. Автор проектов культовых зданий в Херсонесе (Севастополь), Тифлисе, Копенгагене, Женеве, Ницце, Вифлееме (церковь во имя св. Марии), различных сооружений в Санкт-Петербурге и его окрестностях, а также в Ливадии, Житомире, Воронеже, Рязанской губернии.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в 1823 году, учился в Немецкой школе святого Петра (1834—1840) и в Академии Художеств (1842—1846). За успехи в рисовании и зодчестве был награжден тремя серебряными медалями в 1843 и в 1845 годах. При выпуске получил малую золотую медаль за «Проект женского монастыря» и большую золотую медаль за «Проект здания для ярмарки».

Изучал в Закавказье памятники церковного зодчества Грузии и Армении, путешествовал по Малой Азии, Европейской Турции, Греции и Западной Европе.

По возвращении в 1855 году, за чертежи и рисунки, исполненные в Закавказье и чужих краях, получил звание академика архитектуры. С 1860 года — профессор Академии Художеств. С 1859 по 1887 год состоял преподавателем в классах Академии. С 1888 по 1892 год занимал пост проректора архитектуры Академии Художеств.

Преподаватель Строительного училища министерства путей сообщения (1857—1863). Архитектор департамента водяных сообщений министерства путей сообщения (1865—1871). Член-учредитель, старшина (с 1870), председатель (1888—1890), почётный член Петербургского общества архитекторов. Член редколлегии журнала «Зодчий» (1870-е). Архитектор Высочайшего двора и почётный член Академии Художеств (с 1892).

Умер в Петербурге 9 (21) ноября 1898 года, похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.

Сын Д. И. Гримма Герман тоже стал известным архитектором. Другой сын, Давид (1864—1941) — известный юрист, правовед и политический деятель, профессор Училища правоведения и Петербургского университета; ректор Петербургского университета в 1910—1911. Внук, Г. Г. Гримм (1904—1959) — инженер-строитель, историк архитектуры, музейный деятель, доктор архитектуры (1946)

Работы

По проектам Д. И. Гримма сооружены (под его личным руководством или по его письменным указаниям):

  • Владимирский собор в Херсонесе, близ Севастополя (1858; проект этого храма принес художнику профессорское звание в 1860);
  • памятник Петру I в Житомире (1858);
  • памятник Петру I в Воронеже (замысел; реализован в 1858—1860 скульптором А. Е. Шварцем и архитектором А. А. Кюи, утрачен в годы Великой Отечественной войны, авторизованное воссоздание — Г. А. Шульц и Н. П. Гаврилов, 1956);
  • отделка Золотой гостиной в Зимнем дворце (1860);
  • церковь святой Ольги на Михайловской даче великого князя Михаила Николаевича (на территории Михайловского парка близ Стрельны и Петергофа) (1861—1863);

  • немецкая реформатская церковь и школа (1862—1865) — Набережная Мойки, д.№ 103 / Большая Морская улица (Санкт-Петербург), 58. Руководство строительством. Автор проекта Г. А. Боссе. Церковь восстановлена после пожара в 1872 году под руководством К. К. Рахау, в 1929 году перестроена под Дом (позже Дворец) культуры и техники работников связи;
  • Большая Конюшенная улица, д.№ 29/набережная р. Мойки, д.№ 42 — доходный дом Башмакова, 1868—1869;
  • Александро-Невский храм в Тифлисе в память покорения Кавказа (1866, проект; завершение строительства — 1897);
  • храм Св. Николая в Брестской крепости (1876);
  • архитектурная часть памятника Екатерине II (1862—1873) на площади Островского в Санкт-Петербурге (при участии В. А. Шретера, общий проект М. О. Микешина, ск. А. М. Опекушин и М. А. Чижов) и участие в реконструкции прилегающего сквера (совместно с Э. Л. Регелем);
  • Памятник Славы на Троицкой площади в Санкт-Петербурге (1884—1885). Уничтожен в 1930, восстановлен в 2004—2005;
  • звонница при церкви в Ливадии (1887);
  • Университетская набережная, д.№ 17 — оформление залов библиотеки Академии художеств. 1868, 1896.
  • Исаакиевская площадь, д.№ 1 — Конногвардейский бульвар, д.№ 2/улица Якубовича, д.№ 1 — здание Конногвардейского манежа. Изменение фасадов, реконструкция перекрытий. 1872—1873.
  • часовня в Троице-Сергиевой пустыни в Стрельне (1873);
  • Великокняжеская усыпальница в Петропавловской крепости (реализация — в 1896—1908);
  • Покровская церковь Егерской слободы в Гатчине;
  • парки городских конно-железных дорог на Петербургской стороне и Васильевском острове;
  • Церковь Александра Невского (Копенгаген);
  • часовня в Ницце в память о наследнике цесаревиче Николае Александровиче;
  • лютеранская церковь Анны на острове Эзель, в Мустьяла.

Источник: http://people-archive.ru/character/david-ivanovich-grimm

Гримм давид иванович

Гримм давид иванович — архитектор, педагог, историк и теоретик архитектуры, один из основоположников византийского стиля в церковном строительстве.

Из семьи немцев, лютеран по вероисповеданию, приехавших в Россию в конце 70-х годов XVIII века. По окончании в 1841 года Главного немецкого училища святого Петра (Петершуле) Гримм поступил в АХ, где в 1841-1848 годы учился у А.П. Брюллова.

Ученические работы Гримма были выполнены преимущественно в формах классицизма; конкурсный проект кладбищенской церкви в стиле московских храмов XVI века (1848) был удостоен 1-й золотой медали, и Гримм получил право на пенсионерскую поездку за границу.

Однако в связи с революционными волнениями в Европе пенсионерские поездки туда были отменены, и Гримм по его предложению отправили в Грузию и Армению для изучения раннего византийского влияния в памятниках архитектуры этого региона. В дальнейшем эта ранняя экспедиция оказала большое влияние на его деятельность в области православной церковной архитектуры в византийском стиле.

В 1852-1855 годы в качестве пенсионера Гримм путешествовал по Малой Азии, Греции, Италии, Германии, Бельгии, Англии, Испании, Голландии и Франции, изучал памятники византийского зодчества. По возвращении в Санкт-Петербург в 1855 году был удостоен звания академика архитектуры за пенсионерские работы.

В 1856-1863 годы Гримм преподавал в строительном училище, где руководил составлением учебных проектов церквей. Служил в Министерстве путей сообщения (с 1858 года — в Департаменте проектов и смет; с 1865 года — в Департаменте водяных сообщений).

С 1862 года почти до конца жизни Гримм состоял членом-архитектором Технического комитета Главного инженерного управления Военного ведомства, руководил его строительными программами, в частности возведением храмов при воинских частях, особенно в западных губерниях и Средней Азии.

С 1859 по 1894 год Гримм преподавал в АХ, был одним из ведущих профессоров. Особое значение имел теоретический курс Гримма по пропорциональности классических ордеров, над которым он начал работать еще в студенческие годы. По воспоминаниям И.Е. Репина, в АХ «самое большое впечатление производили лекции Гримма». В отсутствие ректора архитектуры А.И.

Резанова Гримм исполнял его обязанности, после его кончины был назначен на эту должность (1887). 27 января 1892 года Гримм подал прошение об отставке «ввиду расстройства сил и в особенности нервной раздражительности вследствие тяжелой борьбы переходного для академии времени». После отставки Гримм — почетный член АХ, архитектор Высочайшего двора.

Он — кавалер многих государственных наград, включая орден святого Александра Невского.

Гримм состоял членом-учредителем Санкт-Петербургского общества архитекторов (с 1864), его председателем с 1888 по 1890 год и почетным членом с 1891 года; был также членом Общества древнерусского искусства (с 1869) и МАО (с 1869); входил в редколлегию журнала «Зодчий», где опубликовал ряд статей.

Как архитектор Гримм выступал последовательным сторонником византийского стиля в архитектуре. Изданные им альбомы чертежей с комментариями «Памятники византийской архитектуры в Грузии и Армении» (СПб., 1859.

Выпуск 1) и «Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении» (СПб., 1866.

12 выпуск) стали первыми профессиональными сочинениями о средневековой архитектуре Кавказа и научно-практическим пособием для архитекторов.

В качестве знатока византийских древностей Гримм получил заказ на составление проекта собора в память крещения равноапостольного великого князя Владимира в Херсонесе Таврическом (проект 1859 года, построен в 1861-1879 годы, внутренняя отделка 1883-1891 годы; действующий), ставшего ключевым произведением византийского стиля. Крестообразное в плане здание с 3 апсидами отличается пирамидальным силуэтом, увенчано плоским куполом на барабане, покрытым черепицей; центральный объем окружают 2-этажные галереи. В нижнем этаже храма были сохранены фундаменты средневековой церкви. Фасады прорезаны полуциркульными оконными проемами. Многогранные апсиды, декор в виде выложенных в кирпиче крестов следуют оформлению кавказских памятников. Одноярусный мраморный иконостас верхней церкви соответствовал византийской традиции. 4 октября 1860 года, после академической выставки, Гримм был удостоен звания профессора АХ за проект храма в Херсонесе.

Читайте также:  Из петербурга в литву - литва сквозь кристалл религий

Выполненный в той же стилистике (совместно с Р.А.

Гедике) проект самого большого на Кавказе собора Кавказской Армии во имя благоверного князя Александра Невского в Тифлисе (проект 1865-1866 годов, получил 2-ю премию на конкурсе проектов, осуществлен в измененном варианте в 1871-1897 годы, не сохранился) благодаря удачно найденному сочетанию тетраконха с крестово-купольной системой вызвал впоследствии множество подражаний. В отличие от собора Святой Софии в Константинополе, послужившего прототипом при составлении проекта, зданию была придана вертикальная динамика, к центральному объему, увенчанному световым барабаном, примыкали 4 полукупола, создавая композицию пространственного креста; на уровне нижнего этажа храм окружала крытая галерея. На фасадах с помощью облицовочного кирпича была имитирована византийская полосатая кладка со скрытым рядом. При почти 40-метровой высоте храма купол имел диаметр 13 м.

Элементы византийской архитектуры, использованные при строительстве херсонесского храма, были применены Гримм при проектировании часовни, сооруженной в 1866-1868 годы на месте кончины наследника цесаревича Николая Александровича в Ницце (по заказу императорской семьи), а также других храмовых проектов (неосуществленные эскизы церквей в Париже, 1859 год, и на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге, 1861 год; церковь святителя Николая Чудотворца в Брест-Литовской крепости, 1851-1867 годы; церковь в Рыбинске, 1868 год (проект не реализован); часовни над захоронением К.В. Чевкина на кладбище в Ницце, 1875-1876 годы; в Ливадии, 1887 год). В Ницце Гримм построил также виллу Вальрозе для богатого петербургского предпринимателя П.Г. фон Дервиза, стилизованную в формах романской архитектуры (60-е годы). Для того же заказчика в конце 60-х годов Гримм спроектировал комплекс построек в имении Старожилово Рязанской губернии и в Казанской губернии.

Русский стиль занимал почти столь же важное место в творчестве Гримм, сколь и византийский. Оригинален облик церкви равноапостольной княгини Ольги в Михайловке под Санкт-Петербургом (1861-1864 годы; в настоящее время восстанавливается): небольшой одноглавый четверик, квадратный в плане, окружен арочной галереей, узорочье фасадного декора сочетается с мотивами средневек.

памятников Кавказа. По тому же типу сооружена русская Крестовоздвиженская церковь в Женеве (1862-1864 годы, действующая), но ее завершение сделано 5-главым. Церковь апостолов Петра и Павла в Старожилове (1869-1870) отличается сочетанием типа 3-нефной базилики с шатровой колокольней и отделкой в традициях архитектуры XVII века.

Проект Гримма лег в основу собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте, возведенного архитектором Х.И. Грейфаном (1875-1879 годы; ныне действующий). Это базиликальный храм с высокой колокольней и необычной постановкой 3 декоративных главок в плоскости восточного фасада и 2 по сторонам колокольни.

Для Троице-Сергиевой пустыни Гримм спроектировал шатровую часовню в честь Рудненской иконы Божией Матери (1876 год; не сохранилась).

Гримм исполнил проекты церквей в Нью-Йорке (1864-1865 годы; русский стиль), в имении князя Гагарина (1872), Баден-Бадене (1880 год; проект не реализован), Ашхабаде (конец 80-х годов XIX века), часовни в Лугано, Швейцария (1872-1873).

В поздний период творчества Гримм создал образцы построек в стиле узорочья XVII века: церковь благоверного великого князя Александра Невского при посольстве России в Копенгагене (1881-1883 годы, постройка развивает мотивы храмов в селе Старожилове и в Кронштадте; за проект Гримм был удостоен Большого Креста датского ордена Данеброга), церковь равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании близ Иерусалима (1885-1888 годы; построена по поручению великого князя Сергея Александровича, впоследствии в нее были перенесены останки преподобномученицы великой княгини Елисаветы), церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Егерской слободе близ города Гатчина (ныне район Мариенбург Гатчины; 1885-1888 годы; совместно с И.А. Стефаницем, действующая; облицована красным кирпичом и светлым камнем, увенчана декоративным 5-главием). Церкви в Копенгагене и Гефсимании сохранили внутреннее убранство. Гримм участвовал в конкурсе на проект храма Воскресения Христова (Спаса на Крови) на месте смертельного ранения императора Александра II; входил в комиссию по его сооружению.

Хотя Гримм был лютеранином, проектированием протестантских церквей он занимался значительно в меньшей степени.

Ему было доверено строительство евангелической церкви на острове Эзель (современный Сааремаа) (1859), англиканской церкви в Таммерфорсе (современное Тампере) (1859), немецкой реформатской церкви в Санкт-Петербурге по проекту Г.

А. Боссе (1862-1865 годы, полностью перестроена). Для Бессарабии составил проект реформатской церкви (1862-1864).

Работы Гримма в области гражданского строительства немногочисленны, но разноплановы. В Санкт-Петербурге 5-этажный доходный дом С.Д. Башмакова (1868-1869) решен в стиле Людовика XVI с рустованными лопатками и разнообразными формами наличников окон.

При реконструкции Конногвардейского манежа на Исаакиевской площади (1872-1873) по центрам боковых фасадов Гримм органично добавил группы дорических колонн, которые воспринимаются как элементы первоначального сооружения Дж. Кваренги. Гримм выполнил отделку залов библиотеки АХ (1868), ряд работ для Калинкинской больницы в Санкт-Петербурге.

Он проектировал и новые по функции сооружения, например парки городских конно-железных дорог на Петербургской стороне и Васильевском острове (в 70-х годах XIX века были построены 48 зданий).

Особое место в творчестве Гримма занимала мемориальная скульптура. Гримм при участии В.А. Шрётера разработал архитектурную часть памятника Екатерине II в Санкт-Петербурге (1870-1873 годы, общий проект выполнил художник М.О. Микешин, фигуру императрицы — М.А.

Чижов, статуи государственных деятелей — А.М.

Опекушин; за эту работу Гримм в 1873 году был удостоен звания тайного советника): монумент в форме колокола на постаменте из серого гранита обращен к Невскому проспекту, поставлен посередине Екатерининского сквера, перепланированного Гримм, создавшим также эскизы фонарей и ограды.

Уникальным военным мемориалом являлась колонна Славы, воздвигнутая в память победы в русско-турецкой войне 1877-1878 годов перед Троицким Измайловским собором (1885-1886). Колонна, увенчанная фигурой Славы работы скульптора П.И.

Шварца, была составлена из 5 рядов трофейных пушек (в 1930 году памятник отправлен на переплавку, воссоздан в 2005 году). Событиям той же войны посвящен спроектированный Гриммом памятник для Болгарии в виде пирамиды (1878-1879).

Последняя большая работа Гримма — проект Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1886-1887 годы; доработан при участии А.О. Томишко в 1896 году). Здание представляет собой образец ретроспективной стилизации в русском зодчестве рубежа XIX и XX веков.

Новое сооружение гармонично вошло в сложившийся ансамбль крепости, несмотря на разностильность архитектурного решения: фасадный декор содержит отдельные черты, характерные для произведений французского ренессанса и раннего классицизма, в меньшей степени — итальянского барокко, объемное же построение здания, увенчанного фонариком с золоченой луковичной главкой, вызывает ассоциации с русской архитектурой 1-й половины XVIII века. Усыпальница возводилась после кончины автора проекта под руководством Томишко, в 1901-1908 годы — Л.Н. Бенуа, который внес в композицию ряд изменений.

Гримм скончался в доме № 39 по 6-й линии Васильевского острова, куда переехал в 1893 году с академической квартиры на Университетской набережной. Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище, сохранилось семейное захоронение с высоким надгробием-обелиском.

Иллюстрации:

Собор во имя равноап. вел. кн. Владимира в Херсонесе Таврическом. 1861–1879 гг. Архит. Д. И. Гримм. Литография. Нач. ХХ в.;

План собора во имя равноап. вел. кн. Владимира в Херсонесе Таврическом. Проект 1859 г. Архит. Д. И. Гримм. Литография;

Церковь во имя свт. Николая Чудотворца в Брест-Литовской крепости. 1851–1867 гг. Архит. Д. И. Гримм.

Читайте также:  Сампсониевский собор в санкт-петербурге

Архив:

РГИА. Ф. 789. Оп. 14. Д. 56;

РНБ ОР. Ф. Собко. № 862. Л. 142-149.

Литература

  • Иванова Е.Б. Вклад семьи Гримм в историю рус. архитектуры // Немцы в России: Петербургские немцы. СПб., 1999. С. 360-366
  • Акиньшин А.Н. Мат-лы к биогр. словарю воронежских архитекторов // Из истории воронежского края. Воронеж, 2002. Вып. 10. С. 80
  • Кириков Б.М., Штиглиц М.С. Петербург нем. архитекторов. СПб., 2002. С. 185-189
  • Кишкинова Е.М., Субботина Р.А. Визант. традиция в храмовом зодчестве юга Рос. империи 2-й пол. XIX — нач. ХХ в. // Вестн. РГНФ. 2002. № 4. С. 128-130
  • Журнал и отчет Имп. АХ за 1898 г. СПб., 1899. Протокол № 40
  • Д.И. Гримм: Биогр. очерк // Зодчий. 1898. № 11. С. 81-85
  • Д.И. Гримм: Некролог // Строитель. 1898. № 21. Стб. 860-863
  • Врангель Н.Н. Кат. старинных произв. искусства, хранящихся в Имп. АХ // Старые годы. 1908. Прил. С. 42-43
  • Архитекторы-строители С.-Петербурга сер. XIX — нач. XX в. / Под общ. ред. Б. М. Кирикова. СПб., 1996. С. 112-113
  • Соловьева Т.А. Фон Дервизы и их дома. СПб., 1996; Трубинов Ю. В. Великокняжеская усыпальница. СПб., 1997
  • Иванова Е.Б. Давид Гримм // Зодчие С.-Петербурга, XIX — нач. XX в. СПб., 1998. С. 433-446

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/grimm_david_ivanovich

Архитекторы Петербурга: Давид Гримм | сайт компании НРФ «МИР

В день 194-й годовщины со дня рождения русского архитектора Давида Ивановича Гримма публикуем статью и его творческом пути.

Давид Иванович Гримм родился в Петербурге 22 марта (4 апреля) 1823 года в семье выходцев из Германии. Его дед Фридрих Гримм приехал в Россию в 1770-х годах.

Его отец Иоган (Иван Фёдорович) был камер-фурьером Николая I. В 1841 году, по окончании гимназического курса одной из лучших школ Петербурга – Петершуле – Д.И.

Гримм поступил в Академию художеств, где год спустя стал учеником А.П. Брюллова. 

В академическую систему подготовки архитекторов с 30-х годов XIX века вносятся изменения, соответствующие требованиям того времени: увеличивается объём научных дисциплин, вводится курс теории архитектуры и  строительного искусства, сопровождающийся практическими занятиями учеников, во время которых академисты должны были «вести дневные записки, записывать и чертить от руки все виденное, относящееся до конструкций строения и прочего». За исполнение такого задания Д. Гримм был награждён в 1845 году Малой серебряной медалью. Учась в Академии, будущий архитектор за свои успехи в рисовании и зодчестве получил три серебряные медали. Он был выпущен из Академии в 1848 году со званием художника 12-го класса и Малой золотой медалью за составленный по конкурсу «Проект женского монастыря». Уже через два года  Давид Гримм был награждён Большой золотой медалью за  «Проект здания для ярмарки».

В связи с революционными событиями 1848 –1849 гг. император запретил отправлять молодых художников в Европу и лишь к лету 1850 года был найден компромисс:  «отправить его в Грузию на один год для осмотра и снятия на планы разных древних зданий».

Гримм воспользовался правом пенсионерской поездки и был командирован на Кавказ, где изучал средневековые церкви Армении и Грузии.

Задача изучения, а скорее даже открытия древних памятников Закавказья, в то время едва затронутых в описаниях путешественников, оказалась увлекательной и благодарной. Гримм отклоняет полученное через два месяца приглашение в Европу, желая окончить работу на Кавказе.

Он восхищается величественными развалинами собора Баграта в Кутаиси, описывает храмы Гелати, современные храмам Софийскому и Печерскому в Киеве, рассматривая эти памятники как образцы византийской архитектуры.

 В 1855 году Давид Гримм возвращается в Петербург. Отчеты, отправленные в Академию художеств во время четырехлетнего путешествия, коллекция акварелей, рисунков и чертежей дают основание  присвоить молодому специалисту звание архитектора. 

 Изданный Гриммом увраж «Памятники византийской архитектуры в Грузии и Армении» (1859-1863) стал открытием для современников и научно-практическим пособием  для проектирования.

  Как признанный знаток Византийских древностей, он принял заказ на проектирование храма в память крещения Св. Владимира для Херсонеса Таврического, с непременным условием: чтобы при расположении плана сохранить руины древнего храма.

Все размеры и формы нового храма определялись этим требованием; в основе плана – равноконечный крест, охватывающий очертания стен древней постройки. Храм –величественный образец восточновизантийской архитектуры IX-XII веков, – это  трёхнефная базилика с шлемовидным куполом.

Знание архитектуры Закавказья придаёт достоверность формам и декору храма.

Красота гладкой каменной облицовки выделена немногочисленными изысканными деталями: рельефными контурами крестов в простенках окон барабана и на шпицах; колоннами розового мрамора, декорирующими трехчастные окна и аркады галерей; орнаментальными рядами поребриков под карнизами. 

Проект храма Св. Владимира, показанный на Академической выставке в 1860 году, произвёл на современников глубокое впечатление. Изображения храма украсили стены архитектурного класса Академии художеств, которая присвоила Д. И. Гримму звание профессора архитектуры. 

К сожалению, во время Великой Отечественной войны храм в Херсонесе был сильно разрушен, сохранилось лишь 2/3 строения.

Работы по его воссозданию начались в 1990-х годах прошлого века, хотя основное развитие они получили уже в 2000 году при участии художников Санкт-Петербургской Академии художеств.

В 2004 году 3 апреля состоялось освящение главного алтаря воссозданного Херсонесского Свято-Владимирского храма, а уже через неделю в нем состоялось Пасхальное богослужение. 

 В последующее десятилетие успех этого проекта доставил Д.И. Гримму ряд интересных и ответственных заказов. В 1861-1863 гг. он одновременно строит Реформаторскую церковь в Петербурге на Большой Морской, 58 и церковь Св. Ольги в Михайловке, имении великого князя Михаила Николаевича близ Стрельны.

Эта первая работа архитектора в «русском стиле» была воспринята современниками как оригинальная и новаторская. Действительно, Гримм одним из первых обратился к наследию русской церковной архитектуры XVI-XVII веков, именно тогда сформировались самобытные черты национального зодчества.

Однако Гримм не стремится подражать образцам старинной архитектуры, а создаёт новый образ. Церковь в Михайловке представляет собой квадратную в плане постройку, с трёх сторон окружённую открытой арочной галереей, поднятой на высоком цоколе и замкнутой с восточной стороны приделами по сторонам алтаря.

Килевидные наличники окон, рельефные орнаменты из кирпича, украшающие арки галереи; на капителях окон  славянской вязью – церковные изречения и геометрические орнаменты – все это оживляет классическую симметрию композиции. Завершал сооружение круглый барабан, увенчанный шлемообразным куполом из меди; купол и бордюр были вызолочены.

Внутреннее убранство церкви украшала живописная роспись, выполненная известным художником того времени академиком А. Бейдеманом, им же выполнены роспись икон для иконостаса.

Храм был закрыт в 1930-е годы, в нем располагались сначала клуб, затем магазин. Здание очень сильно пострадало во время Великой Отечественной войны; были утрачены мозаичный пол и росписи. Восстановление церкви началось в 1998 году, а в 2002 году была отслужена первая после восьмидесятилетнего перерыва литургия.

Церковная архитектура  – главная сфера деятельности зодчего. В 1862 году Д.И. Гримм принимается за строительство Немецкой реформаторской церкви по проекту Г.А. Боссе. Фасады здания были выполнены из красного кирпича без штукатурки; крыша венчалась высокой башней-колокольней с узкими окнами.

Внутри храм украшали оконные витражи, выполненные в рижской мастерской Э. Байермана; в зале был установлен выполненный на заказ орган. К сожалению, в 1929 году здание было полностью перестроено в стиле конструктивизм. Верхняя часть башни была срезана, а на фасаде появились скульптура и балконы.

Читайте также:  Наводнение в метро санкт-петербурга

Здесь расположился Дом культуры и техники работников связи. 

В 1866 году Д.И. Гримм осуществляет ещё один свой проект – за границей. По желанию Александра II он возводит небольшую часовню в Ницце, на месте дома, где скончался двадцатилетний наследник русского престола великий князь Николай Александрович.

Мраморная часовня была построена в византийском стиле на высоком основании, внутри её украшает настенная роспись, выполненная художником А.К. Фишером.

Формы византийской архитектуры здесь предельно обобщены в связи с её траурно-мемориальным назначением. 

По окончании строительства в Ницце Гримм в 1867 году возвращается в Санкт-Петербург, где продолжается его активная и разносторонняя деятельность. Работы архитектора в Петербурге немногочисленны, но разноплановы. Доходный дом С.Д. Башмакова (наб. Мойки, 4 ) перестроен в классическом стиле, с рустованными лопатками и разнообразными формами наличников.

Позднее Д.И. Гримм реконструировал Конногвардейский манеж на Исаакиевской площади; в 1868 году выполнил отделку залов библиотеки Академии художеств. 

Особое место в творчестве зодчего занимали памятники. Первый из них –  монумент Пётру I в Воронеже, выполненный в 1858-1860 гг. При работе над памятником была использована посмертная маска императора; авторы тщательно проработали детали лица и костюма. Петр I был изображён в зрелом возрасте в мундире Преображенского полка; правой рукой указывает вперёд, а другой опирается на якорь.

Во время войны по приказу немецкого командования бронзовые скульптуры Пётра I и Ленина были отправлены на переплавку; в Петровском сквере остался только гранитный постамент конца XIX века. После войны памятник решили восстановить. Это был единственный случай в истории СССР, когда по постановлению правительства изготавливался памятник русскому царю.

Восстановленный памятник был открыт 10 января 1956 года. 

 Архитектор Гримм внёс большой вклад в создание памятника Екатерине II в Петербурге. Общий проект выполнил художник М.О.

Микешин; Гримму принадлежит разработка всей архитектурной части проекта, а также проектирование фундамента и пьедестала памятника.

Форма постамента придаёт цельность силуэту композиции, подчеркивает монументальность скульптурной группы, а ступенчатый подиум служит связи памятника с разбитым вокруг сквером, для которого Д.И. Гримм разработал эскизы фонарей и ограды. 

C именем Д.И. Гримма связан ещё один необычный памятник в Петербурге –  это Колонна Славы перед Троицким собором в честь подвигов русских войск, победивших в русско-турецкой войне.

Памятник представлял собой 28-метровую колонну, собранную из пушек, отбитых у противника всего 140 стволами. Венчает колонну богиня победы Ника с лавровым венком в руке.

Высокий пьедестал украшают бронзовые доски с описаниями основных событий войны и названий воинских частей, принимавших участие в сражениях. 

Последняя крупная работа зодчего – проект Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости (1885-1887гг.). По функциональному назначению усыпальница представляет собой довольно редкий архитектурный тип постройки, в русском зодчестве он встречается главным образом как часть храма.

Однако в соответствии с условиями заказа усыпальница в Петропавловской крепости должна была стать самостоятельным сооружением. Центрический объём здания завершён массивным четырёхгранным куполом, восьмигранным барабаном и миниатюрной главкой.

Отделка в стиле барокко и живописный силуэт согласованы с Петропавловским собором, к которому ведёт соединительная галерея. Великокняжеская усыпальница гармонично дополнила ансамбль Петропавловской крепости и стала необходимым элементом Невской панорамы.

Усыпальница возводилась уже после смерти Гримма под руководством А.И. Томишко, доработавшего проект в 1896 году вместе с автором, а затем и Л.Н. Бенуа. 

Вот далеко не полный перечень работ великого архитектора XIX века: Собор Св. князя Александра Невского в Тифлисе (1865-1867 гг.); Старожиловская церковь в Рязанской губернии (конец 1860-х годов); Русская церковь в Копенгагене (1881-1883 гг.

), Храм Св. Марии Магдалины в Гефсимании близ Иерусалима (1885-1888 гг.); Покровская церковь Егерской слободы в Гатчине (1885-1888 гг.). Проект Гримма лёг в основу Владимирского собора в Кронштадте, возведённого Х.И. Грейфаном в 1875-1879 гг.

 

Сорок пять лет, с 1859 по 1894 год,  Д.И. Гримм преподавал в Академии художеств, где был одним из ведущих профессоров.

Он был одним из самых авторитетных деятелей  российской архитектуры своего времени, членом-учредителем Санкт-Петербургского общества архитекторов, его председателем с 1888 по 1890 год и почетным членом  с 1891 года. Кроме того, Гримм входил в редколлегию журнала «Зодчий», где публиковал свои статьи. 

У Д.И.Гримма и его жены Эмилии было трое детей. Один из сыновей, Герман Давидович Гримм пошел по стопам отца и стал академиком архитектуры. Внук (сын Г.Д. Гримма) – инженер-строитель, историк архитектуры, музейный деятель. 

 Давид Иванович Гримм скончался в Санкт-Петербурге 9(21) ноября 1898 года и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. 

Ольга Турецкова

     При подготовке  статьи использованы материалы из  открытых источников

Источник: https://www.nrfmir.ru/ru/content/arhitektory-peterburga-david-grimm

Гримм Дaвид Ивaнoвич — Санкт-Петербург — все о северной столице России

1823 — 1898 г.г.

В 1823 году в Петербурге родился выдающийся архитектор немецкого происхождения Гримм Давид Иванович. Он учился в художественной Академии Брюллова, и в процессе учебы показал себя, как талантливый зодчий, который был награжден тремя серебряными медалями.

После завершения учебы Гримм некоторый период изучал Европейские достопримечательности в архитектуре, которые были средневековым зодчеством в Закавказье. В 1855 году Гримм вернулся на родину и создал фундаментальную работу про памятники христианской архитектуре в Армении и Грузии, и имели в искусстве важное значение.

Через пять лет Давид получает профессорское звание в художественной Академии и отдает педагогической работе 35 лет стажа. О его имени было известно не только в России, но и во многих странах Европы.

Он строил различные здания, в том числе и в Женеве на сегодняшний день украшает город православный храм, который называется Крестовоздвиженская церковь.

Давид Гримм считается создателем русского — византийского стиля произведений. По его проектам в Петербурге были построены церковь Воскресения, которая находилась возле Варшавского вокзала, церковь расположенная на Новосивковской улице, Суворовский музей, доходный дом Башмакова, церковь Иоанна Предтечи, Петровская женская гимназия и немецкая Реформаторская церковь.

Самой лучшей постройкой была церковь в Михайловском имении св. Ольги. Церковь считалась оригинальным проектом в суздальско-переяславском стиле, где в этом проекте нашло свое место воплощение актуальной проблемы времени сама народность.

Под руководством Давида Гримма была проведена реконструкция Конногвардейского манежа, где на главном фасаде возвели фронтоны восточного и западного фасада, украсили барельефы изображениями конных состязаний и появились декоративные статуи.

Важное место в произведениях Гримма занимает колонна славы в честь победы турецко-русской войны, которую построили в 1878 году.

Высота колонны достигала тридцати метров, которая была увенчана фигурой богини победы Ники, и была возведена из 128 орудийных стволов.

Колонна возвышается на прежнем месте Измайловского проспекта, который демонтировали в 1930 году на трехсотый юбилей города Петербурга, а восстановили этот монумент по чертежам и фотографиям.

Последней работой Давида была постройка усыпальницы, которая стояла в Петропавловской крепости. Умер Давид Гримм в 1898 году в Петербурге и похоронен был на Смоленском лютеранском кладбище.

Источник: http://vivaspb.com/know/architects/1354-grimm-david-ivanovich.html

Ссылка на основную публикацию