Архитектор джакомо кваренги — биография, фото, творения

Джакомо Кваренги — архитектор

Все, кто интересуется историей архитектуры или принимает активное участие в создании архитектурных шедевров, слышали о таком замечательном человеке, настоящем мастере своего дела, как Джакомо Кварнеги. Этот человек не прожил свою жизнь напрасно. Он оставил огромнейший след на Земле. О жизни этого прекрасного архитектора и его творениях пойдет речь в статье.

Биография

Джакомо Антонио Доменико Кваренги родился в провинции Бергамо, маленьком селении Италии, в довольно обеспеченной семье. Живописцами были и его дедушка, и отец, причем очень известными. От них Джакомо досталась тяга к прекрасному и талант художника.

Природа рвалась наружу, и мальчик демонстрировал желание творить, рисовать, но у родителей был задуман для него совсем другой путь: в монастырской школе он учился языкам, литературе, философии, юриспруденции. Кваренги говорил, что изучение последних двух наук вызвало в нем только отвращение.

Впрочем, впоследствии Джакомо настоял на своем, став учеником художников Раджи и Бономини. Те обнаружили в нем выдающийся талант и посоветовали не сходить с выбранного пути.

В 1861 году Джакомо Антонио Кваренги отправился в Рим, где завел много полезных знакомств: его учителями и друзьями стали А. Менгс, С. Поцци, В. Бренна.

Именно последний подал Джакомо идею стать архитектором, и так Кваренги увлекся до конца жизни, постепенно став настоящим знатоком темы.

Он начал знакомиться с историей архитектуры, трудами архитекторов Рима, вдохновенно зачитывается трактатами зодчих Ренессанса, особенно близкими ему стали идеи Андреа Палладио.

Известность не заставила себя долго ждать: аббат Торп познакомил Джакомо с К. Редзонико. Этот меценат, в то время бывший очень знаменитым, заказал у Кваренги крупный проект церкви в Субиако.

Сложность заключалась в том, что церковь надо было переделать, но старое здание изменять нужно было по минимуму. Так архитектору фактически пришлось создать новый храм внутри старого. Уже в этом проекте можно было разглядеть стиль Кваренги, которому присуща строгость и лаконичность.

После выполнения этого первого крупного заказа к архитектору посыпались предложения со всей Европы.

1775 год подарил Джакомо Антонио Доменико Кваренги семейное счастье – жену и дочь.

Приглашение из России было для Кваренги следующим важнейшим этапом в жизни и карьере.

До этого он лишь выполнял перестройки и небольшие случайные проекты, крупных самостоятельных проектов у него не было, как и не было полного чувства собственной самореализации.

Поэтому архитектор Джакомо Кварнеги сразу же согласился отправиться в Россию, где подписал контракт с Екатериной II, став ее придворным архитектором. Это произошло в 1780 году.

Начало работы Кваренги в России было положено дворцом в Петергофе, который не только украсил природный ландшафт, но и впоследствии стал настоящей достопримечательностью Санкт-Петербурга. По проектам Кваренги были построены беседки и павильоны, церкви в Царском Селе и имения высокопоставленных особ.

Он стал буквально нарасхват среди русских аристократов того времени, здесь его талант и познания в архитектуре наконец раскрылись в полной мере, внесли в городской облик штрихи классицизма.

Екатерина всегда контролировала работу архитектора, общаясь непосредственно с ним, иногда даже принимала участие в разработке эскизов, но, бывало, слишком торопила в сроках осуществления проектов, о чем он сетовал в письмах.

Как бы то ни было, императрица всегда была весьма довольна работами архитектора, обновленные интерьеры в Зимнем дворце и все остальные постройки Кваренги были поистине грандиозными.

Стабильность в работе не покинула придворного архитектора и после смерти Екатерины. С наступлением XIX столетия Джакомо Кваренги, постройки которого признаны шедеврами, стал проектировать больницы, институты.

Смольный институт он сам даже называл лучшим из своих творений.

Проект Эрмитажного театра обеспечил архитектора квартирой неподалеку и персональной ложей. Вдохновением для создания послужил театр «Олимпико» А. Палладио.

Джакомо Кваренги, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, спроектировал театр очень продуманно, так что он был комфортен для посетителей, а акустика там была потрясающая.

Архитектор писал, что стремился совместить в проекте античный вид и современные решения.

Хотя со временем у архитектора и погибли две дочери и две жены, у него осталось еще пятеро детей. Он остался в России до самой смерти, эта страна стала его второй родиной. Джакомо Кваренги скончался в Санкт-Петербурге в 1817 году, причиной послужила банальная простуда.

Современники о Кваренги

Архитектор был человеком заметным, о нем много говорили, писали, рисовали карикатуры, так как внешностью он обладал запоминающейся.

  • Екатерина II писала, что архитектор «делает нам восхитительные вещи» и его работы «так хороши, что лучше и не может быть», а также что он намного лучше французских архитекторов, с которыми ей приходилось сотрудничать до него, их работы она называла дрянными.
  • И. Грабарь говорил, что благодаря Кваренги архитектура вернулась на ту дорогу, что «ведет от Греции через Рим к Палладио и которая, конечно, у ворот его вилл еще не пресекается».
  • Ф. Вигель отмечал, что работы Джакомо Кваренги «более всего красят Петербург». Он также много шутил на тему непропорциональных размеров носа архитектора.

Джакомо Кваренги: достопримечательности

Абсолютно все проекты Кваренги сочетают в себе лаконичность композиции, строгий классический вид и одновременно пропорциональность, придающую им изящную аристократичность.

Строения, созданные этим архитектором, ни в коем случае не перегружены излишествами и декором, их акценты не кричат, а лишь слегка намекают на изысканность.

Джакомо Кваренги, биография которого насыщенна интересными фактами, проектировал не только сами здания, но и интерьеры, мебель, поэтому все убранство гармонично сочеталось между собой.

Проект Холодной бани, Кухня-руина, Концертный зал в Екатерининском парке и мост около него, храм на Кузьминском кладбище, казармы на Кадетском бульваре, множество мостов, Александровский и Константиновские дворцы, Серебряный кабинет во дворце Екатерины — это лишь некоторые примеры работ Джакомо Кваренги.

Институт Склифосовского

Интересна история создания Института Склифосовского в Москве, в проектировании которого принимал непосредственное участие Д. Кваренги.

Института бы сейчас не было, если б не давняя любовь графа Шереметьева к Прасковье Жемчуговой, по просьбе которой тот создал в Сухаревке Странноприимный дом для бедных и страждущих. К сожалению, любимая женщина умерла, не дожив до открытия, и граф обратился к Кваренги, ее другу, за помощью в перестройке.

Здание построено в форме полукруга и напоминает храм с куполом и колоннами. Впоследствии Странноприимный дом стал Шереметьевской больницей, но не все знают, что это своего рода символ любви.

Круглый рынок

Здание можно отнести к числу старейших рынков, построено было в 1790 г. Автор проекта – Кваренги. Здесь бывал А. С. Пушкин, некоторое время он жил рядом с рынком. Планировка рынка вовсе не круглая, а треугольная, но с закругленными краями, отсюда и название. Занимает постройка целый квартал. В основном на рынке торговали продовольственными товарами, но были и складские помещения.

Английский парк

Джакомо Кварнеги создал его летом 1781 г. Он стал самым первым пейзажным парком Петергофа и самым большим из них. Интересно то, что при планировании композиции парка в основу были положены естественные очертания водоемов. На берегу пруда был возведен трехэтажный Английский дворец. Парк и дворец не пережили Великую Отечественную войну, сохранились лишь руины.

Летний дворец Павла I

Кваренги был не единственным архитектором, работавшим над проектом дворца. Павловский дворец строили на протяжении полувека, строительство было завершено в 1786 г. В числе соавторов проекта были К. Росси, Ч. Камерон, А. Воронихин, В. Бренна.

Мариинская больница

Здание было построено в 1803 г. по инициативе Марии Федоровны. Главным архитектором проекта был Джакомо Кваренги. Больница имеет строгую симметричную планировку, вход украшен колоннадой.

В основе плана лежит усадебная схема, палаты располагаются по обе стороны коридора, проходящего через все здание.

В каждой палате не боле 15 кроватей, разделены они достаточно толстыми стенами, чтобы больные не беспокоили друг друга.

Триумфальные ворота

Знаменитые Нарвские триумфальные ворота – тоже проект авторства Кваренги. Были возведены в 1814 году всего за месяц в спешном порядке, чтобы русские войска вернулись с победой и прошли через них.

Колоннада с возвышающимися над ней всадниками и богиней Славы выглядела необычайно торжественно.

Однако материалы были, мягко говоря, не самыми долговечными (дерево и алебастр), так что в дальнейшем ворота были отстроены заново, но уже из камня и металла.

Университет экономики и финансов

Здание было создано в 1799 г. До университета в здании находился Ассигнационный банк, на время ВОВ учебное заведение было эвакуировано, с 1944 заработало вновь.

Основой для построения плана послужили палладианские постройки, Кваренги во многом использовал наследие этого итальянского зодчего, но не путем слепого копирования, а добавляя свои идеи.

Одним из принципов Кваренги было убеждение в том, что рабское следование теориям великих мастеров ведет к созданию посредственных сооружений.

Фасад здания с одинаковыми окнами выглядит уравновешенно, они образуют четкую геометрическую сетку.

Классическая композиция, выверенность линий дарят архитектурному сооружению респектабельность и внушительность.

Львиные маски придают фасаду нарядность, той же цели служат античные статуи на фронтоне и шесть колонн коринфского ордера. Впоследствии прямо перед фасадом был установлен памятник – бюст Д. Кваренги.

Александровский дворец Джакомо Кваренги

Этот дворец – признанный шедевр мировой архитектуры, яркий пример строгой классики. Историк искусства И. Грабарь говорил, что есть дворцы более крупного размера, но нет таких, которые превзошли бы Александровский в архитектуре. Здесь много времени проводила императрица Екатерина II, здесь проводились грандиозные празднества: балы с фейерверками, маскарады.

Проект Александровского дворца был готов в 1792 году, однако после этого неоднократно дополнялся и дорабатывался по пожеланиям императрицы. В итоге здание идеально вписалось в ансамбль парка, не выбиваясь, а как бы растворяясь в нем.

Все части здания соразмерны, великолепие и роскошь достигаются не обилием золота, барельефов, живописных деталей и орнаментов, а лишь богатством и разнообразием архитектурных приемов. Дворец производит впечатление простоты и легкости, изящности и элегантности.

Большое влияние на Кваренги оказало творчество итальянского архитектора А. Палладио, что сказалось и на облике Александровского дворца.

Двухэтажное здание выполняло функцию летней резиденции царской семьи. Кваренги безошибочно просчитал освещение дворца, и, несмотря на недостаток солнца в России, все залы светлые. Фасад здания украшен колоннадой, придающей ему торжественный и гостеприимный вид.

Окна, ротонды расположены так, чтобы подчеркивать пейзаж парка, чтобы можно было любоваться чудесным видом на пруд и растительность вокруг него.

Что немаловажно, элегантность и великолепие дворца сочетались с удобством внутреннего убранства, так что не одно поколение высокопоставленных персон прожило там с полным комфортом.

Смольный институт

В письмах Екатерины II то здесь, то там можно встретить искреннее восхищение работами Джакомо Кваренги, в том числе Смольным институтом. Мастер и сам признавал этот проект наиболее значимым в своем творчестве.

Название «Смольный» происходит от смоляного двора, который был создан близ Адмиралтейской верфи. Так бочки со смолой для обработки кораблей дали название дворцу, монастырю и институту.

Как и все сооружения Кваренги, Смольный институт отличается сдержанностью, монументальностью, классической уравновешенностью, идеальной вписанностью в ландшафт.

Здание Смольного Джакомо Кварнеги состоит из трех корпусов: главного и двух боковых, но производит впечатление единого. Каждый корпус при этом имеет отдельные входы.

Главный акцент в архитектурном оформлении фасада – портик из восьми колонн. Также здесь можно увидеть лепное изображение герба России.

Внутри Смольного института располагается актовый зал, учебные и жилые помещения.

Актовый зал выглядит очень торжественно: сквозь большие оконные проемы льется свет, белые колонны делят его на три части, висячие светильники, статуи, изразцовые печи, лепнина дополняют общую картину.

Интересные факты об архитекторе

  • За три года до собственной смерти (в 1814 г.) он стал почетным обладателем ордена Святого Владимира I степени, а также российского дворянства.
  • При планировке Смольного института Кваренги разместил его немного позади от Смольного монастыря, будто признавая его значимость и отдавая поклон предшественнику.
  • Один из астероидов носит имя Кваренги (32807 Quarenghi).
  • Первый в России чугунный мост был построен именно благодаря ему.
  • Сейчас местом захоронения архитектора является Лазаревское кладбище, однако первоначально он был похоронен на Волковом.
  • На петербургской улице Садовой можно найти бюст Джакомо Кваренги.
  • Телеканал «Культура» снял фильм об архитекторе под названием «Красуйся, град Петров!»
  • Свой характер Кваренги описывал как «вспыльчивый, но отходчивый».
  • В 2012 году тиражом 1,5 тысячи штук была выпущена именная монета Джакомо Кваренги номиналом 25 рублей, на ней архитектор изображен с макетом и чертежами в руках.
  • В 2017 году в Санкт-Петербурге на углу Почтамтского переулка и ул. Якубовича поставили горку высотой под два метра в виде носа Кваренги, приурочив появившийся арт-объект к 200-летию со дня смерти архитектора.
  • В Пушкинском музее можно найти портрет знаменитого смешного носа Кваренги работы художника Орловского.
  • Институт Склифосовского, здание Старого Гостиного двора сохранились и по сей день.
  • Младшую дочь архитектора звали так же, как и императрицу, — Екатерина.
  • В Санкт-Петербурге есть переулок, названный в его честь.
Читайте также:  Новый год на белокрылом лайнере или 4 варианта романтики, путешествие на теплоходе из питера

Источник: https://www.syl.ru/article/315777/djakomo-kvarengi—arhitektor-biografiya-samyie-izvestnyie-rabotyi

Джакомо Кваренги: биография, работы

В создание неповторимого облика двух российских столиц, Москвы и особенно Санкт Петербурга, внесли заметный вклад зодчие итальянского происхождения. Творчество Джакомо Кваренги – яркая страница в истории европейской и русской архитектуры эпохи классицизма.

Кроме проектов зданий самого различного масштаба и назначения, среди которых множество воплощенных, в его наследии графические листы с реальными видами городов (ведутами) и фантазийными архитектурными композициями. По ним изучали ремесло несколько поколений зодчих.

Южная родина

Считавший себя истинно русским архитектором Джакомо Кваренги (1744 1817) родился в семье члена городского суда североитальянского города Бергамо.

Склонность к изобразительному искусству была наследственной: его дед и отец считались умелыми живописцами.

На выбор им архитектуры как главного занятия в жизни повлияло знакомство с Винченцо Бренна (1745 1820), ставшим потом придворным архитектором Павла I, и с Дж. Б. Пиранези (1720 1778), великим мастером архитектурной графики.

Ренессанс был тем временем, когда принципы высокой гармонии, выработанные в Древней Греции и в Древнем Риме, были подхвачены мастерами в разных областях европейской культуры.

Обмерянные и зарисованные Джакомо Кваренги постройки лучших мастеров того времени – Альберти, Браманте и, конечно, Палладио – стали для молодого зодчего примером творческого освоения античных традиций в архитектуре.

Он проявил интерес и к зданиям, которые построили мастера раннего классицизма Англии и Франции.

Начало творческого пути

Первым крупным заказом для Кваренги стала реконструкция церкви Санта Сколастико, расположенной в городке Субиако близ итальянской столицы. В интерьере церкви он применяет классические элементы: ниши, пилястры и колонны ионического ордера. Умело организованное освещение помогло добиться легкого и эффектного впечатления от внутреннего декора.

Простота и строгость художественных и композиционных решений становятся определяющими чертами его почерка. Этими приёмами в работе пользовался архитектор Джакомо Кваренги и тогда, когда начал свою деятельность в России.

При дворе Екатерины Великой

С осени 1779 года начинается служба 35 летнего итальянского зодчего при русском дворе. Он владел многими знаниями о палладианском течении в классической архитектуре и достаточным опытом применения их на практике. Его прибытие было своевременным, так как вкусовые предпочтения русской императрицы в отношении официального стиля менялись.

Её перестали устраивать тяжеловесные традиции французского классицизма, идеалом становилась утонченная палладианская неоклассика.

Джакомо Кваренги как верный ученик и твердый сторонник Палладио быстро стал во главе нового течения русской архитектурной мысли.

Его талант обогатился изучением лучших образцов древнерусской архитектуры, общением с признанными отечественными зодчими: И. Старовым, Н. Львовым, Ч. Камероном и другими.

Английский дворец в Петергофе

Первым значительным проектом на российской земле стал дворец, расположенный в Английском парке Петергофа. Джакомо Кваренги начал работу над ним в 1780 году.

Согласно своим эстетическим воззрениям, итальянский зодчий положил в основу планировки и объёмных решений палладианский дом кубической формы с доминантой в виде восьмиколонного портика коринфского ордера.

Торжественность и монументальность пропорций сочеталась с простотой и изысканностью декора.

Творческий подход, который обозначил в этом объекте архитектор Джакомо Кваренги, работы, созданные им для загородной резиденции в Царском Селе – четыре церкви и многочисленные культовые постройки – полностью соответствовали вкусам главного заказчика, императрицы Екатерины. За итальянцем прочно закрепилось звание «архитектора двора».

Период расцвета и успехов

C работы над Концертным павильоном в Царском Селе, около Екатерининского дворца (1782), началось самое успешное для архитектора десятилетие. В этот период им были созданы наиболее значительные проекты для Санкт Петербурга и Москвы.

По указанию императрицы он занимается обновлением интерьеров Зимнего дворца, возводит множество построек вокруг главной императорской резиденции.

Джакомо Кваренги, биография которого отныне тесно связана с русской столицей, возводит целый ряд сооружений, определяющих политический имидж столицы и всего государства. Среди них комплекс административных зданий Академии наук (1783 1785) и здание Ассигнационного банка (1783 1799).

Он много работает и над частными заказами, украшая столицу и окрестности прекрасными образцами русской классической усадьбы. Среди них выделяются усадьба Безбородко на правом берегу Невы (1783 1784), особняк Юсуповых на Фонтанке (1789 1792), дом Фитингофа (1786) и др.

Театр на Дворцовой набережной

Настоящий шедевр этого периода Эрмитажный театр Джакомо Кваренги (1783 1787). Здание с двухэтажной рустованной лоджией, слегка заглубленной между двумя выступами – ризалитами и украшенной большим коринфским ордером, стало настоящим украшением комплекса главных правительственных зданий.

Верный последователь Палладио, Кваренги при оформлении театрального зала позволил себе почти дословную реплику сооружения своего великого учителя.

В планировке сцены и зрительских мест, в элементах декора Эрмитажный театр очень напоминает театр Олимпико в Виченце, построенный по проекту Андреа Палладио.

Проекты для Москвы

Один из наиболее заметных объектов, возведенных итальянским зодчим для первопрестольной – старый Гостиный двор. Джакомо Кваренги начал его строительство в 1789 году.

Здание дошло до нынешнего времени существенно измененным в ходе переделок и восстановлений после многочисленных пожаров.

Но по сохранившейся аркаде с коринфскими колоннами можно оценить гармоничный классический характер постройки.

В числе московских построек Головинский дворец в Лефортово (1780) и торговые ряды на Красной площади (1786). Постройки на главной столичной площади не сохранились, а другое здание – Странноприимный дом Шереметьева на Сухаревской площади (1803 1807) до сих пор впечатляет масштабом и гармонией.

Поздний период жизни и творчества

Спроектированные и построенные Джакомо Кваренги достопримечательности Санкт Петербурга, относящиеся к началу XVIII века, – учебные, медицинские и общественные здания. Конногвардейский манеж (1804 1807) отличается величественным обликом, который определяется восьмиколонным портиком римско дорического ордера.

Мариинская больница на Литейном (1803 1805) отличается рациональным планировочным решением и строгим декором. Любимым детищем Кваренги позднего периода стал Смольный институт (1806 1808).Гармонично вписанное в окружение, это здание стало воплощением самых важных идей палладианства.

Выразительность архитектурного облика достигается сочетанием гладкой протяженности стен с пластически богатым акцентом в центре композиции. Им стал великолепный портик на основании в виде аркады.

Джакомо Антонио Кваренги много работал не только для столиц, но и для провинциальных городов Российской империи. Известны и его европейские постройки. Связав свою судьбу с Россией, он до конца своих дней оставался её патриотом.

Когда во времена Бонапарта всем итальянцам было приказано вернуться на родину, Кваренги отказался и был заочно приговорён итальянским королём к смертной казни.

Последним же значимым проектом великого архитектора считается величественные Триумфальные ворота (1814) воздвигнутые в Санкт Петербурге по случаю победоносного возвращения русских войск после победы над Наполеоном.

Джакомо Кваренги. Краткая биография

  • 20 сентября 1744 года – на севере Италии, в окрестностях Бергамо, в семье судьи родился будущий великий архитектор и художник график.
  • С 1762 года – обучение живописи в Риме у Р. Менгса, архитектуре у С. Поцци, А. Деризе, Н. Джансомини.
  • 1769 – начало архитектурной деятельности, проекты культовых сооружений в окрестностях Рима и в Ломбардии.
  • 1 сентября 1779 года – Кваренги подписывает контракт с советником русской императрицы И. Я. Рейфенштейном и приезжает на работу в Россию.
  • 1780 1817 – проектирование и руководство строительством общественных и жилых зданий в Санкт Петербурге, Москве, в провинции, в странах Европы.
  • 1811 – отказался покинуть русскую службу по приказу бонапартистских властей, за что был приговорен ими к смерти с конфискацией имущества.
  • 2 марта 1817 года – Джакомо Кваренги скончался в Санкт Петербурге. Впоследствии был перезахоронен в Александро Невской лавре.

Источник: https://autogear.ru/article/220/470/djakomo-kvarengi-biografiya-rabotyi/

Усадьба Екатеринодар в Ляличах – самое «несчастливое» творение Джакомо Кваренги?

?deadOKey (deadokey) wrote,
2017-03-02 20:09:00deadOKey
deadokey
2017-03-02 20:09:00

Сегодня, 2 марта, российские и зарубежные искусствоведы вспоминают великого зодчего Джакомо Кваренги.

Ровно 200 лет назад, 2 марта 1817 года, Кваренги скончался, оставив в память о себе и своем гении множество построек, заставляющих нас по сей день замирать от их красоты. Удивительно, но большинство зданий и архитектурным сооружений, созданных этим зодчим, дошли до наших дней.

Джакомо Кваренги создавал императорские дворцы, величественные храмы, парковые павильоны, богатые городские дома, памятные сооружения и богатые усадьбы.

Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе, Смольный институт, здание усадьбы Воронцовой-Дашковой на Петергофской дороге, перестройка Екатерининского дворца в Лефортово– эти и другие произведения зодчества – плод авторского вкуса и уникального стиля Кваренги. В «долгожительности» и вниманию современного мира к его постройкам есть и «ложка дегтя».

Несколько творений Кваренги были уничтожены. Такая участь постигла Английский дворец в Петергофе, Смоленскую церковь в Пулково. Однако, эти сооружения погибли в ходе Великой Отечественной войны. Впоследствии они не были восстановлены, что, безусловно, является утратой для России.

Но, пожалуй, самой горькой, парадоксальной и неоправданной я смело могу называть нынешнюю судьбу усадьбы Екатеринодар, расположенную в селе Ляличи Брянкой области. Здесь погибает усадебный комплекс, построенный Джакомо Кваренги для фаворита Екатерины Великой, видного государственного деятеля Петра Васильевича Завадовского. Почему, согласно легенде, один из этажей прекрасного дворца в Ляличах пришлось закопать? Есть ли надежда на то, что усадьба будет восстановлена? И почему петицию, которую составили небезразличные жители Брянской области, все же стоит подписать тем, кто хочет совершить реальную попытку спасти Екатеринодар?

Сегодняшний материал про усадьбу Екатаринодар в Ляличах я начал писать не случайно. Сперва я обратил внимание на новость о том, что жители Брянской области выступили инициаторами петиции Владимиру Путину, в которой содержится просьба о спасении одной из главных достопримечательностей региона – усадьбы в Ляличах. Опубликовав эту новость в информационном обзоре, я получил письмо от местных краеведов и знатоков усадьбы. Мы решили организовать информационную помощь распространению петиции и вкратце рассказать читателям об имении Завадовского. И, разумеется, после моей поездки в Ляличи, я представлю вашему вниманию полноценный материл по этой усадьбе: с историей, фотоматериалом и съемкой с квадрокоптера.Итак, шедевр зодчего Кваренги появился в Ляличах в конце XVIII столетия. Он был возведен на землях, дарованных императрицей Екатериной Великой своему фавориту, Петру Васильевичу Завадовскому. История их взаимоотношений с императрицей была подобна вспышке – яркой, и, увы, недолгой. Императрица быстро отвергла Петра Васильевича, что, по его собственным воспоминаниям, стало главной трагедией его жизни. Во многих источниках упоминается, что любовь Завадовского была абсолютно искренним чувством, лишенным расчета и иных «придворных» соображений.
Огромная усадьба в Ляличах стала своеобразным отражениям их собственной истории – это имение было построено с имперским размахом, оно удивляло и восхищало современников, но относительно скоро пришло в упадок, причиняя своему известному владельцу, скорее – тоску, нежели гордость.Усадьба, получившая символичное название Екатеринодар, была поистине масштабной и богатой. За несколько лет здесь были возведены: большой дом-дворец с флигелями и галереями, разбит пейзажный парк с многочисленными затеями и малыми формами, комплекс хозяйственных построек и, конечно же, прекрасный храм, который столь же символично получил название Екатерининский.
3. Акварель Кунавина.Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. «Сириус», 1910.
Главный усадебный дом располагал огромными площадями для жизни и приемов. Окружение Завадовского вспоминало, что даже в период расцвета Екатаринодара, большая часть этих помещений не была задействована. Однако, хозяин усадьбы строго следил за тем, чтобы обстановка в доме ничем не уступала богатейшим петербургским дворцам – он надеялся, что когда-нибудь в его имение приедет его муза и благодетельница – императрица Екатерина Великая. Однако, долгожданный визит так и не случился.
4. Вид дворца со стороны парка.Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. «Сириус», 1910.
Однако, по наиболее распространенной и неподтвержденной легенде о Ляличах, усадьбу все же посетила особа царских кровей. В Брянской области до сих пор жива легенда о том, что император Павел I, презиравший фаворитов собственной матери, на одном из приемов услышал о том, что имение одного из бывших почитателей его маменьки – Петра Завадовского, едва ли не больше и прекраснее, чем его собственный дворец в Гатчине. Разгневанный Павел Петрович велел незамедлительно готовить ему экипаж, чтобы лично отправиться в Ляличи и увидеть, кто осмелился позволить себе подобную роскошь. Узнав о визите императора, Завадовский приказал своим крестьянам засыпать землей первый этаж своего дома, чтобы он казался меньше и скромнее. Одна из версий этой легенды гласит, о том, что Павел I был удовлетворен увиденным и вскоре вернулся в Петербург. Любопытно, но историки действительно обнаружили в Ляличах помещение, которое могло бы быть «подземным» этажом. Некоторые исследователи полагают, что это – подвал или цокольный этаж, предусмотренные задумкой Кваренги.
5. Парадная лестница.Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. «Сириус», 1910.
После смерти Завадовского Екатеринодаром владели множество хозяев, каждые из которых не могли в должной степени содержать огромную усадьбу дворцового типа. В советские году имение постигла судьба множества «дворянских гнезд» — усадебные постройки стали разрушаться. До наших дней в относительно неплохом состоянии дошел только приусадебный храм святой Екатерины, который был признан памятником архитектуры в 1974 году.
6. Вестибюль.Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. «Сириус», 1910.
Огромные надежды на возрождение усадьбы жители Брянской области связывали с реставрацией храма, которая началась в 2011 году. Действительно: часть Екатерининской церкви удалось восстановить, но работы по возрождению достопримечательности были резко «свернуты» в 2013 году. К сожалению, к этому времени, большая часть некогда прекрасного усадебного дома обрушилась, оставив в качестве напоминания о былом величии имения лишь руины и колонны, которые все еще величаво возвышаются вверх, призывая на помощь.
7. Зал 4 времен года.Из книги: Макаренко Н. Ляличи, Санкт-Петербург. тип. «Сириус», 1910.
Брянские активисты, как и все россияне, небезразличные к истории своей страны, не готовы мириться с таким положением вещей. В свою очередь, я полностью разделяю позицию о том, что о проблеме нужно заявлять, в том числе – на самом высшем уровне. Давайте вместе подпишем петицию, и, объединившись, будем распространять информацию о усадьбе Екатеринодар. Я верю в то, что когда-нибудь усадьба Завадовского «оживет» и пополнит список шедевров Кваренги, полюбоваться которыми ежедневно приезжают сотни туристов.Но мы очень сильно переключились на Завадовского. Давайте больше о Кваренги.
Джакомо Антонио Доменико Кваренги (20.09.1744-1817) — человек удивительной судьбы и выдающихся дарований. Целая большая жизнь поиска, практики и стремления к совершенству. Во всём мире он известен как выдающийся зодчий, мастер классической архитектуры и последователь великого А. Палладио (1508-1580).  Знаменитый своими постройками в Петербурге и Москве, Кваренги так же оставил значимый след и в родной Италии  и в Российской провинции. Удивительно, но время не щадит даже такие великие имена.В 2017 году исполняется 200 лет со дня смерти гениального зодчего. Государственный Эрмитаж посвятит этой дате выставки «Архитектура Кваренги в фотографиях» http://hermitagemuseum.org и «Джакомо Кваренги (1744 – 1817). Архитектор и рисовальщик» http://hermitagemuseum.org. и … всё.В Италии, судя по информации сайта http://www.vallimagna.com/giacomo-quarenghi/, программа шире, даже планируется создать премию имени Кваренги.Историю памяти и забвения имени Кваренги  проследил В.Пиляровский в своей книге «Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник»  (Стройиздат, 1981г.). Предлагаю некоторые факты из этого исследования: — Первым биографом Кваренги был его сын Джулио, который наследовал большой архив отца. Часть графического наследия отца он опубликовал в гравированных альбомах в 1821 и 1844 гг. — Примерно в это же время брат архитектора Франческо Мария Кваренги сделал попытку собрать все документы зодчего  воедино . Рукописное  собрание состояло из 109 томов и получило название «Документы дома Кваренги».  Большая часть этих документов впоследствии пропала бесследно. На данный момент в библиотеке города Бергамо хранятся два рукописных тома из фамильной коллекции, а так же пять альбомов малого формата с рисунками зодчего и большое количество оригинальных чертежей, частично переплетённых в альбомы. — Следующей публикацией после альбомов составленных Джулио Кваренги  стала биография зодчего, написанная Рафаэле Парето в 1862 году. — В 1868 г. В журнале «Бергамо» появилась большая биографическая статья о зодчем, для написания которой её автор Пазио Локателли использовал хранившиеся в городской библиотеке документы. — В 1879 г. Джузуппе Коломбо опубликовал статью «Бергамский архитектор Кваренги при Императорском дворе в Петербурге». — В 1914  г. В Бергамо появилась развёрнутая «Биография архитектора Джакомо Кваренги», написанная А. Мацци. Он опирался на предыдущие публикации, на сохранившиеся в библиотеке Бергамо фрагменты архива, и конечно, на известное письмо Джакомо Кваренги к Луиджи Маркези, написанное 1 марта 1785 г. — Затем в Италии на долгое время забывают Кваренги. — В 1935-1947 гг. в журналах города Бергамо появляются статьи, посвященные зодчему. — В 1957, в год 140-летия со дня смерти Кваренги, выходит основательный труд Луиджи Анжелини о рисунках и чертежах Кваренги, находящихся в  Бергамо, а так же его публикации в римском архитектурном журнале. Благодаря Анженини информация о графическом наследии Кваренги, хранящемся в библиотеке Бергамо и в частных собраниях бергамских коллекционеров стала известна широкой публике, вызвала большой резонанс и явилась импульсом для ряда грандиозных мемориальных мероприятий в Ленинграде и в Бергамо в 1967 году. — В 1967 году было осуществлено перезахоронение останков Кваренги в некрополе Александро-Невской лавры в Ленинграде. Тогда же, был установлен бюст зодчего перед зданием Ассигнационного банка, одной из выдающихся работ Кваренги. — Юбилейный 1967 и последующие несколько лет характеризуются большим всплеском выставок, публикаций и мероприятий в России и в Италии, посвященных памяти великого зодчего. — В России первые публикации о Джакомо Кваренги появились только в 1872 г.  П.Н. Петров, опубликовал краткие сведения о зодчем. Статья появилась в связи с кампанией, начатой архитектором Э.И. Жибером, по сбору средств для возобновления обветшавшего намогильного памятника Кваренги на иноверческом Волковском кладбище в Петербурге. Вспыхнувший было интерес к архитектору Кваренги на второй Родине зодчего  вскоре погас. — Только в начале ХХ века, когда по инициативе И.Э. Грабаря началась подготовка издания Истории русского искусства, в третьем томе её появился обстоятельный очерк самого Грабаря о деятельности Кваренги в России. Биографические сведения о Кваренги и его итальянском периоде жизни автор позаимствовал из гравированных альбомов, изданных в Италии сыном зодчего Джулио Кваренги в 1821 и 1844 гг. — Творческая биография Кваренги была напечатана в 1911 г.  в великолепном каталоге Исторической выставки архитектуры, в котором И.А. Фомин среди справок о других архитекторах привёл подробные сведения о деятельности Кваренги. — Юбилейный 1967 год дал поклонникам искусства массу информации о разносторонней деятельности  гениального итальянца. Среди авторов монографий того периода о творчестве Кваренги самыми известными, пожалуй, были работы  Г.Г. Гримма, В.Н. Талепоровского, В.А. Богословского; позже, в 1981 году вышло авторитетное, подробное издание В. Пиляровского.- В 2012 году Банк Росси выпустил памятную серебряную монету «Творения Джакомо Кваренги» номиналом 25 рублей (тираж 1500 шт.) http://meshok-monet.net- На сегодняшний день имя Кваренги в России менее известно, чем его выдающиеся работы, число которых, к слову, за минувшие 200 лет значительно сократилось. Причины известные: революция, войны, нигилизм, а в последнее время – элементарное равнодушие. А ведь каждая из работ Кваренги – это частица его дара, души, огромной любви к России и образец высокого искусства, уже почти иссякшего в наши дни. Давайте вместе сохраним одну из них.Огромное спасибо Елене Абелевой за статью «Архитектурно-усадебный ансамбль графа П.В. Завадовского в с. Ляличи» и Галине Пикиной, автору книги «Ляличи» — они организаторы петиции https://www.change.org/p/остановите-окончательное-разрушение-великой-усадьбы-пока-еще-не-поздно
Читайте также:  Шуваловский парк в санкт-петербурге

Источник: https://deadokey.livejournal.com/274215.html

Архитектор Джакомо Кваренги

Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги, в старом написании Гваренги (итал. Giacomo Antonio Domenico Quarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо — 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) — архитектор итальянского происхождения. Творчество Джакомо Кваренги – яркая страница в истории европейской и русской архитектуры эпохи классицизма.

Считавший себя истинно русским архитектором Джакомо Кваренги (1744-1817) родился в семье члена городского суда североитальянского города Бергамо. Склонность к изобразительному искусству была наследственной: его дед и отец считались умелыми живописцами.

На выбор им архитектуры как главного занятия в жизни повлияло знакомство с Винченцо Бренна (1745-1820), ставшим потом придворным архитектором Павла I, и с Дж. Б. Пиранези (1720-1778), великим мастером архитектурной графики.

Стилистические предпочтения Джакомо Кваренги сформировались при знакомстве со знаменитым трактатом Андреа Палладио (1508-1580) «Четыре книги об архитектуре».

В этой работе были обозначены схемы традиционных ордеров, применявшихся в античном зодчестве, и выработана система применения классических приёмов для планировки зданий и разработки фасадных решений. Палладианство на долгое время стало главным течением классического стиля.

Первым крупным заказом для Кваренги стала реконструкция церкви Санта-Сколастико, расположенной в городке Субиако близ итальянской столицы.

С осени 1779 года начинается служба 35-летнего итальянского зодчего при русском дворе. Он владел многими знаниями о палладианском течении в классической архитектуре и достаточным опытом применения их на практике. Его прибытие было своевременным, так как вкусовые предпочтения русской императрицы в отношении официального стиля менялись.

Первым значительным проектом на российской земле стал дворец, расположенный в Английском парке Петергофа. Джакомо Кваренги начал работу над ним в 1780 году. Согласно своим эстетическим воззрениям, итальянский зодчий положил в основу планировки и объёмных решений палладианский дом кубической формы с доминантой в виде восьмиколонного портика коринфского ордера.

Торжественность и монументальность пропорций сочеталась с простотой и изысканностью декора. Творческий подход, который обозначил в этом объекте архитектор Джакомо Кваренги, работы, созданные им для загородной резиденции в Царском Селе – четыре церкви и многочисленные культовые постройки – полностью соответствовали вкусам главного заказчика, императрицы Екатерины.

За итальянцем прочно закрепилось звание «архитектора двора».

Среди его работ:

Смоленская церковь в Пулково (разрушена в 1944)

Концертный зал в Царском Селе

Академия наук — Университетская набережная, 5

Эрмитажный театр — Дворцовая набережная, 32

Дворец Юсуповых на Садовой улице — Садовая улица, 50-а

Малый гостиный двор — улица Ломоносова, 2

Павловский дворец: жилые покои императрицы Марии Федоровны

Екатерининский институт — набережная реки Фонтанки, 36

Деревянные Нарвские триумфальные ворота (позднее перестроены в камне и металле В. П. Стасовым)

Александровский дворец

Дворей Межотне, Латвия

Смольный институт, Санкт-Петербург

Д. Кваренги скончался 2 марта 1817 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на католическом участке Волкова кладбища, где его могила долгое время считалась утерянной. В 1960-е гг. было объявлено об обнаружении могилы Кваренги, после чего его прах был перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Источник: http://fishki.net/ © Fishki.net

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/14113934/

Кваренги, Джакомо

(1744-1817) итальянский архитектор

Имя Джакомо Кваренги неразрывно связано с архитектурным образом Петербурга. По его проектам построены здания, которые во многом определили облик города: Академия наук, Смольный и Екатерининский институты, Эрмитажный театр, дворцы в Петергофе. Постройки Кваренги сохранились и в Москве, и на Украине, и в Прибалтике.

Читайте также:  Дайвинг в норвегии, из санкт-петербурга в норвегию на машине

Родился будущий архитектор в небольшом селении Капьятоне, предместье итальянского городка Рота-Иманья. Джакомо был вторым сыном в состоятельном семействе, его дед Джакомо-Антонио Кваренги был известным итальянским художником.

Родители хотели, чтобы их сын стал адвокатом или священником, и отдали его вместе с братьями в монастырскую школу. Там Джакомо изучил латинский язык, итальянскую и французскую литературу. Но, закончив первоначальный курс обучения, он упросил родителей разрешить ему учиться рисованию.

Тогда отец отдал Джакомо в ученики к бергамским художникам Д. Раджи и П. Бономини.

Уже через год они сообщили отцу, что у мальчика несомненное и уникальное дарование, ему необходимо продолжить обучение у более квалифицированных наставников.

Поэтому в 1861 году Джакомо Кваренги отправляется в Рим и начинает заниматься в мастерской известного итальянского художника А. Менгса, а вскоре становится главным помощником мастера.

Джакомо Кваренги завязывает дружеские связи со многими итальянскими художниками. Но его главным наставником становится С. Поцци. В его мастерской Джакомо познакомился с известным в будущем архитектором В. Бренной, который также, как и Кваренги, приедет впоследствии в Россию. Именно Бренна разглядел в юноше задатки будущего архитектора и посоветовал ему изучать основы архитектуры.

Вместе они много путешествуют по Италии, занимаются обмерами памятников и изучением элементов их конструкции. Много времени Джакомо Кваренги проводит в библиотеке, где изучает трактаты великих зодчих эпохи Возрождения, а также труды римского архитектора Витрувия.

Постепенно к нему приходит известность, его считают знатоком античного искусства, приглашают консультантом в дома самых известных людей Рима.

С помощью своего духовного наставника аббата Торпа Кваренги знакомится со знаменитым римским меценатом К. Редзонико, который делает ему первый большой заказ: перестройку церкви в бенедиктинском монастыре городка Субиакко.

Джакомо Кваренги не только выполнил проект перестройки церкви, но и в течение нескольких лет наблюдал за ее строительством. После завершения работ к молодому архитектору приходит европейская известность, он постоянно получает заказы не только от итальянских аристократов, но и из других стран.

В 1775 году жизнь Джакомо Кваренги существенно изменилась. Он женился на М. Мадзоленни, дочери состоятельного бергамского купца. После свадьбы супруги поселились в Риме, а через год в семье появилась дочь Теодолинда.

Однако, несмотря на известность, получаемые заказы не приносили Джакомо Кваренги творческого удовлетворения. Это были лишь отдельные постройки, эскизы внутреннего офомления храмов, перестройки уже построенных сооружений. Кваренги стремился к большой самостоятельной работе. Поэтому он сразу ответил согласием на приглашение представителя петербургской Академии художеств приехать в Россию.

1 сентября 1779 года он подписал контракт и стал придворным архитектором Екатерины II. Дорога в Россию оказалась долгой, и только в конце 1779 года семья добралась до места назначения.

В течение нескольких недель, Джакомо Кваренги знакомился со столицей России. Весной 1780 года вместе с женой и новорожденным сыном он переезжает в Петергоф, где начинает строительство дворца в английском парке.

Постройка настолько удачно вписалась в окружающий ландшафт, что сразу же стала одной из достопримечательностей Петергофа.

После этого по проектам Кваренги были сооружены беседки, а по личному распоряжению Екатерины II — два небольших павильона, предназначенных для наследника престола, будущего императора Павла I, и для великих князей.

Вскоре архитектор получает следующий крупный заказ на строительство четырех церквей в Царском Селе, где ему пришлось выполнить и эскизы внутреннего оформления.

К этому времени, Джакомо Кваренги становится модным архитектором и практически постоянно получает заказы от представителей русской аристократии. Постройки по его проектам появляются в имениях графа Безбородко, князя Гагарина, княгини Барятинской.

В Петербурге дом Кваренги становится местом встреч художников, архитекторов, скульпторов, коллекционеров. Его жену принимают при императорском дворе, в течение некоторого времени она входит в круг приближенных Екатерины II.

Пользуясь связями, Джакомо Кваренги среди итальянских коллекционеров, русские любители искусств заказывали в Италии рисунки и картины местных мастеров. Нередко и сам Кваренги выступал в роли комиссионера, организуя покупку произведений античного искусства для личной коллекции Екатерины Второй.

Свои самые крупные постройки он возводит в Петербурге. Особенно интересен Эрмитажный театр, который современники признали одним из лучших камерных театров мира, Зодчий создал удобный зал с прекрасной акустикой. По распоряжению Екатерины II, Кваренги отвели в театре постоянную ложу и предоставили квартиру в примыкавшем к театру доме.

Другой значительной работой Джакомо Кваренги стало обновление интерьеров Зимнего дворца. Вместо пяти небольших залов он создал четыре грандиозных двухсветных зала: Аванзал, Николаевский зал, Тронный зал и Концертный зал.

Екатерина II пришла в восторг от работ Джакомо Кваренги. В одном из писем она писала: «Этот Кваренги делает нам восхитительные вещи. Весь город уже полон его постройками. И они так хороши, что лучше и быть не может».

Однако жизнь на чужбине складывалась не гладко. После 1790 года на него обрушилась полоса несчастий: сначала одна за другой умерли две его дочери, а затем жена.

В марте 1794 года Джакомо Кваренги отправляет четверых старших детей в Италию, в семью своего брата. В Петербурге с ним осталась маленькая дочь Катина, или Катенька, как ласково звал ее отец.

Спустя два года он женился вторично на подруге умершей жены Анне Конради. Но его родные, ревностные католики, не признали этот брак: ведь новая жена исповедовала лютеранство. Возможно, поэтому Кваренги решил остаться в России до конца жизни. Семейное счастье длилось недолго. Через два года Анна умерла от скоротечной чахотки, оставив Джакомо Кваренги с маленькой дочерью.

После смерти Екатерины II архитектор продолжал пользоваться благосклонностью двора и в 1800 году даже вступил в ложу каменщиков Мальтийского ордена.

С началом XIX века в его творчестве преобладают общественные сооружения. Он проектирует Мариинскую больницу, Родильный госпиталь. Лучшей же своей постройкой сам архитектор считал Смольный институт.

В последние годы жизни он уже не брался за строительство крупных сооружений, ограничиваясь небольшими заказами, в частности, проектировал памятники русским воинам, погибшим во время войны 1812 года.

Одной из последних работ архитектора стала Английская церковь в Петербурге, Джакомо Кваренги не просто перестроил ветхое здание, но создал совершенно новую постройку, спроектировав прекрасный двухсветный зал с изящной отделкой.

В начале 1817 года архитектор умер от простуды.

Источник: http://biografiivsem.ru/kvarengi-dzhakomo

Вспоминая великих архитекторов: Джакомо Кваренги | сайт компании НРФ «МИР

Джакомо Антонио Кваренги родился 20 сентября 1744 года близ итальянского города Бергамо, в селении Рота Фуори. Семья Кваренги была известна в Италии ещё с XII века. Дед и отец  Джакомо были рисовальщиками, и будущий великий архитектор унаследовал фамильную склонность к изящным  искусствам.

Обучаться архитектуре Джакомо Кваренги начал  в Вечном городе, в мастерской Стефано Поцци. В годы ученичества он совершил несколько путешествий по стране, изучая памятники античности и Возрождения. Первой серьёзной работой 25-летнего архитектора стала перестройка старинной церкви в Субиако.

Замыслы архитектора, основанные на изучении памятников античности и эпохи Возрождения и вдохновленные творчеством Андреа Палладио, отвечали духу времени, и Екатерина II, разочарованная во французских зодчих, предложила Кваренги работать при русском дворе. Подписав контракт, в январе 1780 года итальянец со своей семьёй приехал в Санкт-Петербург в конце 1779 года.

Первые годы в новой стране он посвятил глубокому изучению русского зодчества, освоению его основных приёмов. Во многом благодаря этому искусство Кваренги органично вписалось в русскую культуру.

 В качестве придворного архитектора Кваренги работал сначала в Петергофе (его первой работой стал дворец в Английском парке), а затем в Санкт-Петербурге.

Немало строил архитектор и в Москве, а также в городах и усадьбах России и Украины.

За несколько десятилетий зрелый мастер (Кваренги приехал в Россию 35-летним) создал немало поистине выдающихся зданий. Это был архитектор удивительно трудоспособный, притом что работа отнимала все его время.  Через несколько лет после своего назначения придворным архитектором Джакомо Кваренги в письме на родину так живописал свою жизнь при русском дворе:

«У меня так много-много работы, что я едва нахожу время есть и спать. Без преувеличения могу сказать, что среди тех многочисленных зданий, относительно которых императрица пожелала, чтобы их проекты были составлены мною, и чтобы я руководил их постройкой, нет ни одного, которое не требовало бы для этого всего человека».

В это время Кваренги начал строительство здания Академии наук, Ассигнационного банка, колокольни Владимирского собора, Эрмитажного театра. В Эрмитажном театре Кваренги отвели постоянную ложу, а также оборудовали квартиру, где он прожил до конца своих дней.

В последние годы XVIII века зодчий работал над особняком купца Гротена на Марсовом поле, зданием Серебряных рядов, занимался перестройкой дворца князя Юсупова на Фонтанке, строительством Круглого рынка, пакгаузов в северной части стрелки Васильевского острова, дома князя Гагарина на Дворцовой набережной, Малого Гостиного Двора.

В 1798-1800 годах по проекту Кваренги была возведена Мальтийская капелла Воронцовского дворца. В 1853 году в капелле был погребен попечитель церкви герцог Максимилиан Лейхтенбергский, зять императора Николая I и самый высокопоставленный католик России.

В начале XIX века Джакомо Кваренги  возвел здания Екатерининского и Смольного институтовКонногвардейский манеж, Новобиржевой Гостиный Двор, а также торговые ряды напротив Аничкова дворца.

На берегу Невы архитектор построил усадьбу для канцлера А. А. Безбородко, известную сейчас как дача Кушелева-Безбородко. Для А. Д. Ланского Кваренги спроектировал дом на Дворцовой площади.

Его же работы: дом Фитингофа на Адмиралтейском проспекте, здание Мариинской больницы, перестройка дворца Безбородко близ Почтамта и многие другие проекты.

 Важнейшей работой этого периода стал Александровский дворец в Царском Селе.

Для творчества зодчего 10-х гг. XIX в. наиболее характерны монументы, посвященные Отечественной войне 1812 г.: Триумфальные ворота у Нарвской заставы в Петербурге (1814 г.) и храм-памятник в Москве, проект которого, однако, не был осуществлён.

***

Блестящий мастер эпохи классицизма, Джакомо Кваренги работал при трех российских императорах: императрице Екатерине II, императоре Павле I и императоре Александре I.

По мнению историков архитектуры, работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её благородным стилем. Возведенные им здания всегда отличают вкус и гармоничность пропорций.

Джакомо Кваренги скончался 2 марта 1817 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на католическом участке Волкова кладбища, где его могила долгое время считалась утерянной. В 1960-е гг. было объявлено об обнаружении могилы Кваренги, после чего его прах в 1967 году перезахоронили на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Говорят, архитектор жив, пока живы его творения. К счастью, большинство возведенных им зданий дошло до наших дней.

Гуляя по Петербургу, мы не устаем восхищаться Смольным собором, Мальтийской капеллой, Эрмитажным театром, строгим зданием Академии наук, Манежем на Исаакиевской площади, Юсуповским дворцом на Фонтанке…
Благодаря Кваренги Петербург приобрел свой знаменитый «строгий, стройный вид».

Искусство Джакомо Кваренги  и его творческое наследие широко известны и хорошо исследованы. Однако не все знают, что Кваренги был не только великим архитектором, но и талантливым художником. Не так давно обширное графическое наследие Кваренги стало доступным для специалистов.

Графические листы хранятся в основном в собраниях Городской библиотеки Бергамо в Италии, Государственного Музея истории Санкт-Петербурга и Эрмитажа. Некоторое представление о таланте Кваренги-графика дают его планы и архитектурные зарисовки, представленные в нашем материале.

Как  бы там ни было, сегодня можно с полным правом так начинать посвященное ему научное исследование: Кваренги  – один из самых известных архитекторов и рисовальщиков XVIII века. И затем добавить:  Джакомо Кваренги является крупнейшим представителем архитектуры русского классицизма, утвердившегося к концу XVIII века во всех областях отечественного искусства.

Источник: https://www.nrfmir.ru/ru/2016/09/20/vspominaya-velikikh-arkhitektorov-dzhakomo-kvarengi

Ссылка на основную публикацию