Архитектор бубырь алексей фёдорович — биография, фото, творения

Вспоминая великих архитекторов: Алексей Бубырь | сайт компании НРФ «МИР

В 1897 году Бубырь окончил Павлоградскую гимназию и переехал в Петербург. В 1902 году  окончил с отличием Петербургский институт гражданских инженеров. Будучи студентом, побывал в Германии, Франции и Финляндии. Именно посещение в студенческие годы Финляндии оставило неизгладимый след  и впоследствии проявилось в творческом новаторском почерке архитектора.

А.Ф. Бубырь быстро включился в архитектурную жизнь столицы. В многочисленных конкурсных проектах, часть которых выполнена совместно с архитекторами Л.А. Ильиным и Н.В.

Васильевым, отмечалась рациональная планировка зданий, тщательно разработка вопросов освещения и ориентации помещений. Много внимания архитектор уделял инженерной части проектов, эстетическому осмыслению конструктивных элементов зданий.

Вплоть до 1918 года он преподавал в Институте гражданских инженеров один из важнейших предметов – конструктивные чертежи, а также архитектурное проектирование.

Человек большой одаренности и работоспособности, Алексей Федорович прожил очень короткую жизнь – 43 года. Погиб в 1919 году на Украине от бандитской пули, место захоронения неизвестно. Поразительно, что всего за 13-14 лет творческой деятельности он сумел так много сделать.

Жилые здания, театры, учебные и административные учреждения… Всего в послужном списке архитектора А.Ф. Бубыря около 20 зданий только в Петербурге. А ведь еще были Таллин, Сочи, Ессентуки…Последней работой Алексея Федоровича в столице стал комплекс производственных зданий завода «Русский Рено» (Б.Сампсониевский пр.

, 69), построенный в 1914–1916 годах.

Его первой работой на частного заказчика стал совместный проект с архитектором Л.А. Ильиным, реализованный в 1903– 1904 гг. –  жилой дом при лютеранской церкви св. Анны (Фурштатская ул., 9).  Дебют был успешным.

Вслед за этим проекты следуют один за другим, получая высокую оценку критиков, экспертных комиссий, денежные премии.

Бубырь стал автором многих частных, общественных, промышленных зданий, отличающихся незаурядным обликом и особым стилем.

В рамках нашего краткого обзора остановимся только на двух проектах мастера.

Очень примечателен уникальный дом № 11 на углу Стремянной улицы и Поварского переулка. Он так и называется «Дом Бубыря». Автором проекта главного фасада был Н.В. Васильев.

Этот дом имеет право называться образцом «северного» модерна с тем большим основанием, что его главный фасад обращен на север. Солнца здесь почти не бывает, кроме нескольких часов на рассвете в мае-июне.

Отсутствие светила в природном виде в полной мере восполняют его множественные рукотворные изображения. Солярные знаки явлены и в камне, и в штукатурке, и в кованом железе ограждений.

Арка выложена из красного гранита, а по обеим сторонам от нее высечены изображения чудовищных рыб. У парадного входа в камне вырублены птицы-стражники. По всему фасаду изображены змеи, рыбы, сказочные птицы, человеческие маски, мотивы северной природы.

Если представить себе весь дом целиком, то становится очевидным вытянутость здания по участку, узкой стороной примыкающему к Стремянной улице.

Бубырь выстраивает тело дома по трем сторонам этого узкого участка, оставляя посередине небольшой двор, раскрывая его в сквер по Дмитровскому переулку. Проект был настолько удачным, что Бубырь выкупил дом и устроил в нем собственную мастерскую.

Архитектор с семейством занимал квартиру № 10 в 9 комнат на шестом этаже. Позже архитектор-домовладелец выстроит во дворе гараж для своего «Рено», почти замкнув периметр двора.

Другой дом – на Фонтанке. Это доходный дом К.И. Капустина (наб.р.Фонтанки, 159; Климов пер., 9). Исследователи петербургской архитектуры, специалисты по творчеству А.Ф. Бубыря признают именно это здание вершиной творчества зодчего. Скромно присоединяюсь.

Здание, принадлежащее К.И. Капустину, поднялось ввысь в одном из самых колоритных поэтических уголков бывшей Коломны, воспетой Пушкиным и Гоголем, и навсегда связано с петербургским пейзажем – с его туманами и белыми ночами.

Рассчитанный на восприятие издалека, дом решен крупно, без мелких деталей, за исключением едва заметного мелкого рельефа на щипцах. Тема угла, которая всегда привлекала Бубыря  и над которой он много работал, получает здесь наивысшее развитие.

Это возможность обзора здания не только с фасада, но и  с угла, что  позволяет видеть одновременно два фасада.

Архитектору был предоставлен участок под застройку, который располагался среди непрезентабельных зданий, к тому же имевших разную высоту. Бубырь создает на этом участке здание-монумент, которое «держит» все разнородное и обширное пространство вокруг.

Живописный силуэт, динамичная асимметрия композиции, выразительная пластика фасадов со свободно сгруппированными эркерами и балконами.  Южный фасад, выходящий на Фонтанку, представляет собой гигантскую супрематическую композицию, выполненную в двух цветах.

Именно цвет лишний раз подчеркивает в асимметричной композиции фасадов немногочисленные оси симметрии.

О горьком и грустном. Нельзя промолчать об очередном грубом вмешательстве в сложившуюся уже за столетие городскую среду  удаленного от центра участка Фонтанки. Там уже есть печальные примеры архитектурного невежества. Дом, который отметил в 2012 году свой столетний юбилей, получил «архитектурную приставку» под № 157.

  Однообразное серое (мышиный цвет) невыразительное здание «прилепилось» к левой части фасада дома Капустина и моментально уничтожило  флер очарования  дома, носившего в городе название «дом-призрак».

Приметливые ленинградцы-петербуржцы отмечали, что особенно хорошо дом смотрелся в плохую погоду, осеннюю, выражая всем свои видом идею крова, защищенного от непогоды.

Какой еще дом в нашем городе можно назвать равноправным героем художественного фильма? А дом на Фонтанке (до внедрения современных «архитекторов») «сыграл» одну из главных ролей в фильме 2006 года Оксаны Бычковой «Питер FM».

«– А ты где?– Сижу, на дом смотрю.– Красивый?

– Нет. По-другому. У меня с домами особые отношения.  Почему?  Потому что я архитектор. Дома, как люди… Такого могут рассказать!»

Источник: https://www.nrfmir.ru/ru/2016/03/16/vspominaya-velikikh-arkhitektorov-aleksejj-bubyr

Энциклопедия Санкт-Петербурга

Статьи / Бубырь А.Ф. (1876-1919), арх.Рубрикатор / Энциклопедический словарь/Архитектура/ПерсоналияБУБЫРЬ Алексей Федорович (1876-1919), архитектор. Окончил ИГИ (1902). Работал в канцелярии Ведомства учреждений имп. Марии (с 1903), преподавал в ИГИ. В доходном доме лютеранской ц. Св. Анны и здании Анненшуле (Фурштатская ул., 9, 1903-04; Кирочная ул., 8, 1905-06, оба с Л. А. Ильиным) прослеживается поворот к строгому рациональному модерну. Доходные дома. А. С. Обольянинова (Таврическая ул., 37/2, 1907-08) и Р. А. Дидерихса (Большой просп. П. С., 104, с Н. В. Васильевым) отличаются свободной трактовкой классицистич. элементов. Программным образцом сев. модерна стал собств. доходный дом Б. на Стремянной ул., 11 (см. Бубыря дом). Впоследствии Б. стремился к лаконичным и рациональным решениям, к-рые сочетались с пластич. экспрессией объемной композиции и остротой силуэта. Эти качества характерны для доходных домов Латышской ц. (Загородный просп., 64, 1910-12), К. И. Капустина (наб. р. Фонтанки, 159, 1910-12), собств. доходного дома (Ковенский пер., 23, 1911-12), дома А. В. Багровой (Заячий пер., 6, 1912), жил. комплекса Бассейного т-ва (ныне ул. Некрасова, 58-60, Греческий просп., 10-12, 1912-14, с Э. Ф. Виррихом, А. И. Зазерским, Васильевым). Осуществил постройки для Гл. палаты мер и весов (Московский просп., 19, 1913-14) и з-да «Рус. Рено» (Б. Сампсониевский просп., 69, 1914-16). Выполнил ряд работ как инженер, специалист по жел.-бетон. конструкциям. Жил на Суворовском просп., 34 (1903-07), на Стремянной ул., 11 (1907-18). После окт. 1917 уехал на Украину, убит бандитами.Лит.: Исаченко В. Г., Лисовский В. Г. Николай Васильев, Алексей Бубырь. СПб., 1999; Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна: Особняки и доходные дома. СПб., 2003.Б. М. Кириков.АвторыКириков Борис МихайловичПерсоныБубырь Алексей Федорович, биографияАдресаБ. Сампсониевский пр./Санкт-Петербург, д. 69Большой пр. П. С./Санкт-Петербург, д. 104Греческий пр./Санкт-Петербург, д. 12Греческий пр./Санкт-Петербург, д. 10Загородный пр./Санкт-Петербург, д. 64Заячий пер./Санкт-Петербург, д. 6Кирочная ул./Санкт-Петербург, д. 8Ковенский пер./Санкт-Петербург, д. 23Московский пр./Санкт-Петербург, д. 19Некрасова ул./Санкт-Петербург, д. 60Некрасова ул./Санкт-Петербург, д. 58Стремянная ул./Санкт-Петербург, д. 11Суворовский пр./Санкт-Петербург, д. 34Таврическая ул./Санкт-Петербург, д. 37/2Фонтанки р. наб./Санкт-Петербург, д. 159Фурштатская ул./Санкт-Петербург, д. 9БиблиографияИсаченко В. Г., Лисовский В. Г. Николай Васильев, Алексей Бубырь. СПб., 1999Предметный указательАнненшуле, училищеЛютеранская церковь св. АННЫЛютеранская церковь Святой АнныДом ДидерихсаБубыря домГлавная палата мер и весов
Читайте также:  Сампсониевский собор в санкт-петербурге

ru

Источник: http://www.encspb.ru/object/2804007104

3.2 Алексей Фёдорович Бубырь

Еще одним выдающимся представителем севернoгo мoдернa является Бубырь Алексей Фёдoрoвич. Он был одним из первых, кто ощутил требoвaние времени. Архитектoр рoдился в 1876 гoду в Екaтеринoслaвскoй губернии. В 1897 гаду переехал в Петербург, где пoступил в Институт грaждaнских инженерoв.

Первoй постройкой стaл дoм №9 при лютеранскйо церкви нa Фурштaтскoй улице. Дебют был очень успешным, вслед зa этим появлось много предложений, которые, будучи реализованными, получили высoкую oценку критикoв, экспертных кoмиссий.

Бубырь спроектировал множество частных, общественных, прoмышленных здaний в Петербурге и все oни oтличaются незaурядным oбликoм, oсoбым стилем.

Дом на улглу Стремянной улицы и Поварского переулка считается поистине уникальным, который так и называется «Дом Бубыря» или «дом с грибами» (рис. 5.1). Аркa вылoженa из крaснoгo грaнитa, a пo oбеим стoрoнaм oт нее высечены изoбрaжения чудoвищных рыб.

У вхoдa в камне вырублены птицы-стрaжники, которые притом сoвершенo рaзные: oднa сердитo смoтрит нa прoхoжих, другaя oпустилa клюв, прижaлa к телу крылo, и взгляд ее пoлoн печaли. Пo всему фaсaду можно увидеть змей, рыб, скaзoчных птиц, челoвеческих мaсок, мoтивы севернoй прирoды (рис. 5.2).

Большое количество сказочных и фольклорных образов, изображений Солнца, ворон, грибков, елочек. На стенах нижних этажей располагаются рыбы, гады. Непонятные существа у входа стали своеобразным символом модерна. В первоначальном проекте авторы хотели разместить здесь изображения, выполненные в натуралистичной манере.

Над проездом во двор из камня высечены две маски. Прoект был нaстoлькo удaчным, чтo Бубырь выкупил дoм и устрoил в нем сoбственную мaстерскую.

Еще oднo уникaльнoе твoрение — дoхoдный дoм К.И. Кaпустинa №159 нa нaбережнoй Фoнтaнки. Этoт дoм пoдчинил себе oбширнoе прoстрaнствo вoкруг, стaв центрoм среди непрезентaбельных и рaзнoвысoтных здaний. Данная постройка лишена мелочного декора и мелких деталей, в нем нескoлькo взaимoсвязaнных oсей симметрии.

В ненастную погоду этот дом своим видом олицетворяет надежный кров, защищающих от невзгод. Это очень интересный ход, действующий на психологию зрителя, ведь в Петербург порой изобилует дождями и промозглыми ветрами (рис. 5.3). Фасад, обращенный на Фонтанку (южный), выглядит «согласно» принципам северного модерна — ассиметрично.

Но асимметрия — это зрительный обман, ибо, если присмотреться, можно увидеть несколько сломанных и взаимосвязанных осей симметрии. Центр фасада — разные по размерам и формам окна, эркеры, многоугольник крыши. Использована сложная симметрия сбитых осей, плоскости подхвачены балконами и черепичным навесом над вторым этажом.

Отделка — контрастные материалы и фактура, например, темный гранит и светлая штукатурка. Дом воспринимается как единое мощное целое ввиду отсутствия декора и монументальности форм.

Архитектурную деятельнoсть Бубырь сoвмещaл с препoдaвaнием, вел курс в Институте грaждaнских инженерoв, кoтoрый сaм зaкoнчил. Пoсле ревoлюции карьера пошла на убыль: он был отстранен от преподавательской деятельности и перестал получатьзаказы.

oстaлся не у дел, перестaл пoлучaть чaстные зaкaзы. Он уехaл нa Укрaину, где пoгиб в 1919 гoду oт рук бaндитoв в самом расцвете сил, когда ему былo 43.

Место его захоронения до сих пор неизвестно, но лучшие его памятники — возведенные дома, которые и по сей день можно увидеть, прогуливаясь по Петербургу.

Вывод: А.Ф.Бубырь, как выдающийся архитектор, оставил после себя немалое архитектурное наследие.

Его здания носили либо абсолютно лаконичный характер, но с «откликами» северного модерна, либо от и до указывали на признаки данного стиля.

Он умело работал с соединением множества декоративных элементов, где каждый находится в отдельности от другого, но представляет собой единое целое, напоминающее рассказ о флоре и фауне.

Источник: http://cult.bobrodobro.ru/19140

Дом Бубыря

Тени Серебряного века

1897 год. Близится к концу 19 век. 100 лет — немалый срок для человеческой культуры. Меняется все: стиль жизни, язык, литература, искусство, мода. Меняется и архитектура.

Давно уже не строятся в Питере дома в стиле классицизма, которые создали облик исторического центра. В середине века выросли на окраинах Петербурга скучные доходные дома.

Помните, как в прошлом ХХ веке сетовали на безликость многоэтажек, «хрущовок» и «брежневок»? До сих пор под новый год «Иронию судьбы» смотрим.

Доходные дома середины 19 века были для русской архитектуры теми же многоэтажками.

И вдруг в начале века двадцатого на той уникальной культурной волне, которую называем мы сейчас Серебряным веком, появился новый, необычайно изысканный стиль.

Почему 1897 год? Ничем особенным этот год не интересен. Разве что тем, что прибыл в Петербург симпатичный украинский юноша со смешной фамилией Бубырь. Алексей Федорович Бубырь.

Поступил он в Институт гражданских инженеров, в советское время назывался этот институт ЛИСИ и был совершенно замечательным, элитным ВУЗом, ныне это Архитектурно-строительный Университет, СпбГАСУ

Институт готовил своих студентов на совесть. Алексей Бубырь в процессе обучения стажировался в целом ряде европейских стран. Особенно увлекся он северной средневековой архитектурой.

В 1902 году он закончил курс. Тут же начал свою деятельность и в государственном ведомстве, и работая с частными заказами.

Один за другим растут дома на Фурштадской, на улице Ломоносова, на Кирочной, Загородном, Таврической. Все свободнее и раскрепощеннее индивидуальный стиль архитектора. Все смелее экспериментирует он с новыми формами и образами.

В 1906 году Алексей Федорович Бубырь совместно с архитектором Николаем Васильевичем Васильевым, его надежным партнером и единомышленником принимают заказ от домовладельца Угрюмова на проект доходного дома на Стремянной улице.

Читайте также:  Музей «сказкин дом» в санкт-петербурге: расписание, часы работы, цена билетов и адрес музея сказки

Где такая улица в Питере? Теперь это центр города. Совсем рядом Невский проспект, с двух сторон улица Марата и Владимирский проспект. В начале двадцатого века — это окраина, спальный район. Сразу за фасадом Невского начинались почти деревенские тихие квартальчики с пустырями.

Алексей Бубырь на тихой Стремянной улице создал сказочный дом! Сказочный весь, целиком, от подвала до крыши. Сказочный в любой своей детали. Весь в барельефах. Подобие целого мира на стенах дома. Неведомые рыбы и птицы, ели, грибы, звезды, светила и прямые, и опрокинутые кверх тормашками!

Удивительный дом! Он и поразительно ассиметричен и вместе с этим поразительно гармоничен. Как нечто природное, как северные обветренные скалы!

И таким, видимо, любимым детищем стал этот проект, что архитектор сам выкупил у домовладельца этот дом, поселился в нем и создал в его стенах мастерскую.

Этот дом стал классикой, достопримечательностью Петебурга. И вошел в питерскую историю как «Дом Бубыря»

А судьба талантливого архитектора сложилась несчастливо. Революция лишила его заказов, а значит, и обрекла на нищету. Ему удается в 1919 году выехать из Петрограда на родную Украину. Но закончилось это бегство трагически. Уже у себя на родине он был убит бандитами.

Продолжение цикла: Александр Бенуа

Источник: http://olgaveiga.ru/dom_bubirja/

Архитектура петербургского модерна

Дом Зингера («Дом книги») — семиэтажное здание в стиле модерн, здание на Невском проспекте, 28. Архитектор Павел Сюзора. 1902-1904 гг.

Это первое здание в России, в котором был применён металлический каркас. Новыми в архитектуре Петербурга были атриумы: крытые стеклянной крышей внутренние дворы. Петербургский и московский модерн отличались друг от друга разным подходом архитекторов.

Архитектура петербургского модерна больше тяготела к западноевропейским образцам, в то время, как московский модерн чаще сочетался с национальными мотивами. Архитектура петербургского модерна отличалась строгой отделкой, грубой кладкой фасадов из неотесанного гранита и камня в сочетании с цементной штукатуркой.

Этот модерн получил название «северный», который развился под влиянием шведского и финского направления романтизма, сочетающегося с классикой. Некоторое время северный модерн был основным архитектурным течением в Петербурге. Русское направление северного стиля напоминало постройки Стокгольма, Гельсинфорса и других северных городов Европы.

В Петербурге в таком стиле возводили в основном доходные дома. Внутренние стены и лестничные пролеты оформлялись рельефными изображениями растений, цветов, листьев и птиц, а также отделочным кирпичом или фактурной штукатуркой. В орнаменте внешнего декора — элементы североевропейского фольклора, изображения растений, животных.

Нередко в оформлении использовалась керамическая плитка и майолика. Архитектура петербургского модерна обычно массивна, в оформлении зданий участвуют разные по цвету плоскости, неодинаковые фактуры, разнообразные оконные и дверные проемы. Например, торговые ряды «Новый Пассаж» архитекторов Васильева (Николай Васильевич Васильев.1875 – 1958 гг.

) и Бубыря (Алексей Фёдорович Бубырь. инженер. 1876— 1919 гг.) Это сооружение сочетает простенки из необработанного камня, большие окна, неоклассицистический портал, массивные двери.

Фотография торговых рядов «Новый Пассаж». Литейный проспект, д. 53. Петербург. Архитекторы Васильев и Бубырь, 1912-1913 гг.

В стиле северного модерна, например, строился дом И. В. Бессера (Владимирский проспект, 19, Петербург. Архитектор А. Шульман (Аллан Шульман — Allan Schulman, 1863—1937 гг. финский архитектор) 1904 г.), доходный дом Путиловой (другое название «Дом с совами». Архитектор И. Претро (Ипполит Александрович Претро. 1871-1937 гг.)

Доходный дом Путиловой Архитектор И. Претро.1906-1907 гг.

В этой манере в 1910-1912 гг. построены доходные дома по проектам архитектора А. Бубыря (Алексей), например, дом Капустина у Фонтанки. Архитектура петербургского модерна проявилась в следующих зданиях: доходный дом Лидвалей (архитектор Ф. Линдваль.

Каменноостровский проспект,1-3. 1901-1904 гг.), доходный дом И. фон Бессера (архитектор А. Шульман. Владимирский пр. 1904г.), особняк Фолленвейдера (архитектор Р. Мельцер. Каменный остров, Большая аллея, 13. 1904-1905 гг.)

Особняк Фолленвейдера.

Архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. 1904-1905 гг.

Доходный дом Мельцеров (архитектор Ф Линдваль. Большая Конюшенная ул., 19, Волынский пер., 8. 1904—1905 гг.), доходный дом Ю. П. Коллана (архитектор Ф. Линдваль. Большой проспект Васильевского острова, 92, 1904—1905гг.), особняк Р. Мельцера (архитектор Р. Мельцер. Каменный остров, Полевая аллея, 6-8, 1904—1906 гг.

), доходный дом Страхового общества «Россия» (архитекторы А. Гимпель, В. Ильяшев. Большая Морская улица, 35.1905-1907 гг.), доходный дом А. Бубыря – Угрюмовых (архитекторы Н. Васильев, А. Бубырь. Стремянная ул. 11. 1906—1907 гг.), доходный дом А. Циммермана (архитектор Ф. Линдваль. Каменноостровский пр., 61.1906—1907 гг.

)

Доходный дом Циммермана. Архитектор  Ф. Линдваль

Доходный дом В. Васильевой (архитекторы Л. Ильин, Р.Клейн. Загородный пр. 66, Подольская ул., 1.1907 г.), жилой комплекс Финляндский железной дороги (архитектор Ф. Миритц, И. Герасимов. Боткинская ул., 1. 1907—1908 гг.)

Доходный дом Б. Купермана — «дом-пряник»  построен в стиле петербургского модерна. Архитектор А Лишневский. 1910-1913 гг.

Здание в стиле модерн на ул. Всеволода Вишневского, 9. Архитекторы  М. Розензон Д., С. Беляков М. Ф. Павлов. 1911-1913 гг.

Проводником идей архитектуры петербургского модерна – северного модерна — был Э. Сааринен (Готтлиб Элиэль Сааринен. Gottlieb Eliel Saarinen. архитектор и дизайнер, основоположник финского национального романтизма, член Петербургской академии художеств и группы «Мир искусства». 1873 – 1950 гг.), представитель шведской диаспоры Петербурга Ф. Лидваль (Фёдор Иванович Лидваль.

Johann-Friedrich Lidval. 1870—1945 гг.) Большое влияние оказали также представители романтизма Ф. Боберг (шведский архитектор Фердинанад Боберг. Ferdinand Boberg, 1860 — 1946 гг.) Северный модерн в Петербурге, или как его еще называли «чухонский модерн», подвергали критике. Его противопоставляли неоклассике, которая, по мнению исследователей, больше подходила для столицы империи.

Автор текста: М. Костин

Источник: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitektura_peterburgskogo_moderna/

Владимир Шухов: биография, творчество, личная жизнь архитектора

Владимира Шухова современники называли «человеком-фабрикой» и «русским Леонардо». Он развивал нефтяную индустрию и строительство, теплотехнику и судостроение, военное и реставрационное дело. По его чертежам прокладывали нефтепроводы и конструировали речные танкеры, возводили башни и строили заводы.

«Человек жизни» Владимир Шухов

Владимир Шухов родился в 1853 году в уездном городе Грайвороне Курской губернии. Его мать происходила из старинного дворянского рода, отец работал юристом, ревизором министерства финансов. Семья была небогатой и жила на жалованье главы семейства. По службе отца часто переводили: сначала в Курск, затем в Санкт-Петербург.

В 11 лет Владимир Шухов поступил в Пятую петербургскую гимназию. Уже тогда мальчик проявил способность к точным наукам, особенно к математике. В четвертом классе он создал собственное доказательство теоремы Пифагора — логичное и краткое.

Читайте также:  Архитектор росси карл иванович - биография, фото, творения

В 1871 году Шухов с отличием закончил гимназию. Он поступил в Московское императорское техническое училище (сегодня — МГТУ имени Баумана). Среди его преподавателей были знаменитый математик Алексей Летников, ученый в области механики железнодорожного транспорта Дмитрий Лебедев, основоположник современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский.

Они требовали от студентов безукоризненного знания физики и химии, математики и архитектуры. Владимир Шухов был усердным учеником: читал дополнительную литературу, с увлечением работал в мастерских училища. В 1874 году он создал свое первое изобретение, ценное практически. Это была паровая форсунка для сжигания жидкого топлива.

Эта небольшая деталь сделала процесс более безопасным, удобным и экономичным.

В 1876 году Шухов окончил училище с золотой медалью. Николай Жуковский предложил ему вместе преподавать и заниматься наукой, а известный математик Пафнутий Чебышев пригласил работать в Петербургский университет. Однако Шухова не привлекали теоретические исследования, он мечтал заниматься изобретательством. «Я человек жизни», — говорил он, поэтому и решил стать инженером-практиком.

В этом же году Владимир Шухов, как лучший выпускник императорского училища, отправился на год в США в составе научной делегации. В Америке было чему поучиться: здесь стремительно внедрялись новейшие технические идеи, а на инженерные разработки тратились огромные деньги разных благотворительных фондов.

Создатель нефтяной индустрии

Через год Владимир Шухов вернулся в Петербург, где устроился в чертежное бюро управления Варшавско-Венской железной дороги. Начались серые будни. Однако вскоре жизнь молодого инженера круто изменилась.

Его разыскал успешный предприниматель Александр Бари, с которым Шухов познакомился еще в Америке.

Бари заключил выгодный контракт с товариществом братьев Нобель, владельцами Бакинских нефтепромыслов, и предложил Шухову возглавить отделение его фирмы в Баку. Молодой инженер согласился.

Когда Шухов приехал на Бакинское месторождение, он увидел неорганизованность, многочисленные пожары и нефтяную слякоть. Нефть добывали ведрами и перевозили в бочках.

Единственным полезным продуктом из нее тогда считался керосин — он шел на осветительные нужды. А бензин и мазут, получаемые при производстве керосина, считались промышленными отходами.

Бензин испарялся, а мазут сливали в котлованы, которые загрязняли окружающую природу.

Двадцатипятилетний инженер стал внедрять на производстве свои новшества. Он устанавливал на оборудование паровые форсунки, цилиндрические резервуары, спроектировал первый трубопровод для перекачки нефти.

Но главное — Владимир Шухов открыл процесса крекинга, который позволял разделять нефть на фракции. Теперь при ее перегонке можно было получать не только керосин, но и моторные масла, солярку, мазут, бензин.

Первую в мире промышленную установку непрерывного термического крекинга нефти Владимир Шухов сконструировал и запатентовал вместе со своим помощником Сергеем Гавриловым в 1891 году.

Более широко его изобретение стали использовать немного позже, когда появилось большое количество автомобилей, работающих на бензине.

В конторе Бари Владимир Шухов проработал почти полвека. Здесь у него была свобода действий, так необходимая любому изобретателю.

«Человек-фабрика»

В начале 1890-х годов в жизни Владимира Шухова начался период наивысшего расцвета, который впоследствии один из его сотрудников назвал «сплошным триумфом ума и остроумия». Инженер стал больше уделять времени области металлических конструкций.

Этот интерес у Шухова появился, когда он работал над конструкцией перекрытий Верхних торговых рядов (сегодня — ГУМ) на Красной площади в Москве. Для крыши здания он создал уникальные светопрозрачные перекрытия — арочные ферменные конструкции.

Вес железных частей стропил составлял более 800 тонн, но, как писал композитор Александр Размадзе, «видом своим сетка перекрытий представлял собой нечто столь легкое и тонкое, что выглядело снизу паутиной с врезанными в нее стеклами».

В 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде Владимир Шухов представил несколько своих изобретений в области металлических конструкций: уже известную арочную ферму и новые сетчатые покрытия. Также на выставке появилась водонапорная башня-гиперболоид, изобретенная инженером.

Для ее создания Шухов взял два металлических кольца и соединил их равновеликими стропами, а затем повернул кольца относительно друг друга. Абсолютно прямые стропы образовали кривую фигуру — однополостной гиперболоид.

Придуманная Шуховым конструкция была изящной и прочной, при этом простой и дешевой в сборке: для ее постройки требовались лишь металлические кольца оснований, прямые рейки и крепежные детали.

После Нижегородской выставки Владимиру Шухову стали поступать многочисленные заказы. Инженер спроектировал и построил сотни водонапорных башен, соорудил несколько железнодорожных мостов с пролетами, составил новый проект водоснабжения Москвы.

Он изобрел новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытий Музея изящных искусств (ГМИИ имени Пушкина), Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража, залов и дебаркадер Киевского вокзала в Москве.

После государственного переворота 1917 года Шухов отверг многочисленные приглашения из-за границы. Он писал в дневнике: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны». Фирму и завод Бари национализировали, Шухова выселили из особняка. Для инженера и его семьи наступили сложные времена.

В 1920 году в тюрьму попал младший сын Шухова. Чтобы освободить его, инженер передал Советскому государству все свои патенты стоимостью 50 миллионов золотом. Сына отпустили, однако он был настолько измучен и истощен, что так и не пришел в себя и умер. В том же году умерла мать инженера, следом — жена.

Шаболовская телевизионная башня. Построена по проекту Владимира Шухова. 1920–1922. Фотография: places.moscow

Однако Владимир Шухов продолжал упорно трудиться, за что современники прозвали его «человеком-фабрикой».

Изобретатель спроектировал башню для радиостанции на Шаболовке в Москве: она состояла из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций высотой 160 метров. 19 марта 1922 года с нее начали транслировать первые радиопередачи.

Архитектурный шедевр эпохи авангарда не просто выполняет свои функции — Шуховская башня включена в Список памятников культуры с охранным статусом, рекомендована на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Гиперболоидные башни такой конструкции строят и сегодня во многих странах мира.

Все крупные советские стройки первых пятилеток были связаны с именем Владимира Шухова. Инженер участвовал в реализации плана электрификации страны: он создал башенную конструкцию линии электропередачи через реку Оку. Спроектировал мартеновские цеха Выксунского, Петровского, Таганрогского заводов, завода «Азовсталь», запустил завод «Советский крекинг» в Баку.

В 1929 году Владимир Шухов получил Ленинскую премию за изобретение крекинг-процесса нефти, в 1932-м — звезду Героя труда и стал членом-корреспондентом Академии наук, а затем и почетным академиком. До конца дней он продолжал работать.

Владимир Шухов умер в 1939 году. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8469/vladimir-shukhov

Ссылка на основную публикацию